Бот или виртуал - виртуальный профиль, за которым «стоит» реально существующий человек, использующий виртуал в своих целях.
Сегодня
количество ботов в социальных сетях исчисляется сотнями тысяч
аккаунтов. Одними из первых ботов и их предшественниках (например,
форумы и чаты) были фейковые аккаунты, призванные познакомить мужчину с
понравившейся ему девушкой.
Современная классификация ботов выглядит следующим образом:
* «Негативные» боты - остро критикуют посты, создают топики негативного характера;
* «Романтические» боты - как правило, знакомятся с «той единственной»;
* Боты-призоловы - массово участвуют в онлайн-конкурсах;
* Рекламные боты - рассылают коммерческие сообщения;
* Групповые боты - ответственные за количество пользователей в группах/страницах в соцсетях и другие.
Сейчас
нас интересуют последние два вида. Именно они регулярно ответственны за
шумиху, которая возникает вокруг SMM-продвижения тех или иных
брендированных аккаунтов в социальных сетях. Почему они возникли, как
функционируют и что с ними делать?
Микс, благодаря которому
возникли «коммерческие» боты, представляет собой набор причин: это и
привычка экономить, и незнание функционала соцсетей, и ошибки в
бюджетировании. Смоделируем ситуацию, в которой привычка экономить могла
привести к созданию бота:
* Digital агентство или SMM-фрилансер
продали проект клиенту. Одной из задач проекта было вступление n-нного
количества пользователей в группу ВКонтакте или страницу на Facebook;
* Диджиталист, не долго думая, создает профиль сексапильной блондинки,
набивает базу в 4 тыс. френдов и рассылает им просьбу о вступлении в
группу/нажатии «Мне нравится».
В данном случае диджиталист играет
с репутацией клиента. Каждое коммерческое сообщение в сети сегодня
рассматривается как спам. Соответственно, бренд, который рассылает спам,
получает негативный имидж в лице консьюмеров. С другой стороны, особо
талантливые SMM-менеджеры способны написать текст, который совершенно не
навредит бренду. Здесь задача проста: чтоб пользователь не
почувствовал, что он «отдал свой голос» за коммерческую структуру,
которая потом на этом заработает.
Другая ситуация, пожалуй, наиболее распространенная на digital-рынке:
* История с проектом повторяется, только в этот раз диджиталисты обещают клиенту 10 тыс. участников группы;
* Какого же их изумление, когда, исчерпав бюджетные средства,
диджиталисты понимают, что вместо 10 тыс. у них едва наберется - 1 тыс.
участников фан-пейджа/группы;
* В данном случае боты - наиболее
«безболезненный» и условно бесплатный выход (исключительно - время
сотрудника, свет да интернет). Так создается целая армия однотипных
ботов, которые «делают цифру».
Именно гонка цифр или лайков (как
будет угодно) и является одним из негативных стимулов к появлению
огромной армии ботов. Сегодня наибольшее количество ботов ВКонтакте.
Преимущественно, они рекламируют небольшие интернет-магазины, торгующие
одеждой, часами, косметикой и другими товарами.
Здесь я привел
пример наиболее очевидных ботов, которые не скрывают своего
предназначения. К сожалению, сегодня ботостроение - настоящее искусство,
которое заключается в создании чуть ли не клона живого человека. Для
этого их создатели используют следующий подход:
* Аватар крадут у пользователя той же соцсети, но, например, из России;
* Добавляют краденные фотоальбомы того же пользователя;
* Заполняют базовую информацию: иногда текстом из головы, чаще - копипастом с других профилей;
* Добавляют тематические видео и музыку (тинейджер - Леди Гага и Бейонс, 30+ - от Шарля Ознавура до Queen);
* Добавляют базовое количество френдов (до 50 штук);
* Оставляют несколько постов на стене и т.д.
Процесс занимает не более 30 минут, а в результате получается, на первый взгляд, в меру активный аккаунт.
Как узнать бота «в лицо»?
Во-первых,
откройте его профиль и проследите за его активностью. Если он пиарит
один и тот же портал, лайкает один и тот же контент - все очевидно.
Во-вторых,
обратите внимание на количество его френдов. Если их 4000 - это не
нормально для обычного человека (для SMM-менеджера - нормально). Здесь
важно не спутать музыкантов, пиарщиков или мелких бизнесменов, которые
набивают френдов во имя процветания своих проектов.
В-третьих, посмотрите его фотоальбомы. Если вместо его лица - коты, сердечки и букеты цветов - первый сигнал о том, что это бот.
В-четвертых, напишите ему письмо. Таким образом вам удастся как минимум - проверить аккаунт на «живучесть».
В-пятых,
посмотрите на количество и характер комментариев в его профиле. Можно
ли их авторов назвать друзьями потенциального бота или нет. Внимание!
Будьте осторожны при оценивании аккаунтов «слишком красивых девушек» -
комментарии в их профилях на 99% попахивают мачизмом.
И, пожалуй,
самый важный процесс, который связан с ботами - это неравноценность
друзей в реальной жизни и френдов в виртуальной. Здесь и сейчас, боты
регулярно нивелируют само понятие френда, рассылая рекламные меседжи,
призывая к голосованию и вымаливая очередные лайки.
Вы будете
удивлены, но сегодня существуют бизнесмены, которые профессионально
занимаются ботостроением. Их цель - создание тысяч ботов и вступление
ими в группы, рассылка приглашений в группы или распространение меседжей
о лайках. Это прибыльный бизнес, на который работают несколько рабочих
станций, сотни сим-карт и несколько программ автоматической регистрации
многочисленных ботов.
В завершение хотелось бы отметить, что
использование ботов противоречит профессиональной бизнес-этике. Тем не
менее, сегодня - это часто вынужденный шаг со стороны диджиталистов. И
пока еще компании верят в то, что социальные сети - это дешево и чуть ли
не бесплатно, пока у них перед глазами «играют» цифры о чуть ли не 20
миллионах украинцев, зарегистрировавшихся в популярных соцсетях, до тех
пор боты будут ежедневно набиваться во френды, рассылать приглашения,
добавлять в группы и т.д., и т.п. Стоит отметить, что в этом процессе
виноваты «все».
П.С. Призоловы - главная головная боль конкурсных
механик SMM-менеджеров. Их цель - главный приз. И их шансы на победу в
разы лучше, чем если бы они участвовали в национальной лотерее. Усложняя
конкурсные механики, сегодня можно разительно уменьшить количество
призоловов. Максимум, что вы можете сделать для того, чтоб ваш конкурс
был справедливым - ввести правило «предоставления паспортных данных
победителя». Другими словами, имя фамилия и фото на аватаре должны
совпадать с данными в паспорте победителя.