История развития отечественного Интернета уходит своими корнями...
неглубоко. Однако за то недолгое время, которое прошло от посадки
зернышка до первых всходов, случилось немало событий, сказавшихся на
направлении посева и его корневой системе. Вообще, в стране, где все
всегда и всё тырят, слизывание стандартов с Запада пошло даже на пользу
Рунету и тем, кто его делает.
Дальновидные всем известные
личности додумались и не поскупились скупить «красивые» доменные имена.
Хотя в те далекие времена мало кто мог подумать об общедоступности и
широкой распространенности Интернета в России. А зря.
Дешевый интернет - большой интернет?
В
настоящее время бюджеты на рекламу в сети забили радио. Возможно, это и
нельзя назвать достижением. Радио давно и болезненно отживает свой век,
существуя практически за счет fm. Но все-таки это результат.
По
данным TSN, в возрастной группе до 17 лет аудитория Интернета
практически сравнялась с аудиторией телевидения. Продвинутая часть
пользователей голосует кликами. И эти клики приходятся на онлайн-тв,
онлайн-радио, поиск, интернет-СМИ и, конечно же, коммуникационные
сервисы, среди которых, пожалуй, самые известные - Одноклассники и
Вконтакте.
Рост аудитории Рунета на руку очень многим социальным
группам, занимающимся заработком в Интернете. На пользователях
зарабатывают структуры, дающие возможность «жить» в вебе (регистраторы
доменов, поисковые системы); организации, интегрирующие свой бизнес в
онлайн-среду; компании, предлагающие услуги по развитию бизнеса в сети
(разработка, продвижение, поддержка сайта) и многие другие. В успешные
или подающие большие надежды ресурсы инвестируют немалые деньги. Все
потому, что потом их можно отбить в многократном размере. И главным
мерилом успешности работы в Интернете являются пользователи, а точнее их
количество. Поэтому в расширении аудитории российского сегмента
Интернета заинтересованы очень многие лица.
А причем здесь социалки?
Найдется
ли среди читающих эту статью хоть один «homo sapiens», который никогда
не слышал и не юзал Одноклассники и Вконтакте? Более того, своеобразное
членство в этих социальных сетях стало подобием моды в молодежной среде.
Раньше как было, если не пьешь водку на студенческих сборищах - белая
ворона, а сейчас, если не имеешь аккаунта Вконтакте, ты - отсталый от
жизни человек.
И пошло поехало. Продвинутые внучки и
дочки-сыночки предлагали своим предкам поискать их потерянных во времени
одноклассников. Боле-менее осведомленные о современных ЭВМ тетушки
бальзаковского и старше возраста в погоне за молодежной модой тоже
полезли проверять, где и чем живут их бывшие первые любови, соседи по
партам и одногруппники. Так рос Рунет.
Казалось бы, зачем
невменяемым городским бабушкам Интернет? Да хотя бы для того, чтобы
удовлетворить одну из новых надстроек потребностей современного человека
- нужду в сплетнях. И пусть не все полноценно используют весь
предлагаемый функционал социалок (не дарят друг другу овечек и сердечки,
не отсылают новые клипы «Вороваек» и «прикольные ролики про януковичей и
венки»). Зато они научились искать в Яндексе сайт «Одноклассники»,
переходить на него и просматривать ленту обновлений друзей, фотографии. А
это многого стоит рекламодателям и конкурирующим провайдерам.
Чем хороша конкуренция?
Однако
говорить о провайдерах и не затронуть тему конкуренции между ними,
значит - ничего не говорить. В Москве и иже подобных культместах с
Интернетом все давно обстоит неплохо и в плане денег и в плане скорости
подключения (авт. прим. - это я как житель провинции говорю). Ибо мы,
жители провинции, давимся от зависти, глядя на тарифные планы,
рекламируемые на буклетах в метрополитене. Поэтому вопрос об удешевлении
Интернета в столицах не стоит. Зато он долгое время висел в регионах.
И
действительно, ещё 5 лет назад, да что уж там, 3 года назад на рынке
царствовало три боле-менее крупных провайдера с удовлетворительной
связью. Зона покрытия, правда, оставляла желать лучшего. Да и сейчас
многие в той же Туле (это та, что в 180 км от Москвы) все ждут кабельный
безлимитный Интернет, даже смирившись с его относительной дороговизной.
И ведь не дожидаются - этот рынок постепенно покусывают провайдеры
беспроводного Интернета и экзотические для «немосквы» «интернеты от
розетки».
Регионы и столицы
Но безлимитка в регионах,
несмотря на рост конкуренции провайдеров, остается достаточно дорогой.
Если в среднем по крупным городам России без учета Москвы и Петербурга
стоимость за 1024 Кбит/сек составляет 660 рублей, в ряде регионах разных
округов пользователям сети приходится отдавать более 1000 рублей за ту
же скорость (например, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Иркутск,
Краснодар, Ставрополь). Даже в Туле, несмотря на соседство с Москвой, по
данным Яндекса, в среднем 1024 Кбит/сек обходятся тулякам в 817 рублей.
В то время как москвичам и петербуржцам все удовольствие за пользование
сетью предлагается за 106 рублей и 132 рубля соответственно.
Естественно, если на эту картину наложить карту уровня доходов населения
страны, то получается, что для жителей регионов подключение к сети -
дорогое удовольствие. А соответственно, и уровень проникновения
Интернета разный.
Но при этом рост аудитории Рунета происходит за
счет регионов. В 2009 году проникновение Интернета увеличилось на 20%.
Его аудитория растет за счет семей и организаций, приобретающих
компьютеры и подключающихся ко всемирной паутине. Так будут ли жители
регионов быстрее конвертироваться в интернет-пользователей, если цены на
доступ в сеть начнут снижаться?
В недалеком 2008 году, выступая
на РИТ, Дмитрий Медведев пообещал жителям страны дешевый Интернет. По
его словам, снижение цен на доступ к сети поможет расширить аудиторию
интернета. И первые шаги к удешевлению стоимости подключения уже
сделаны. Во-первых, это борьба за пользователя между провайдерами,
которые снижают расценки на тарифы с высокой скоростью подключения.
Во-вторых, с июня Телеком запустил тарифный план «Социальный»,
пользователи которого смогут любить и жаловать Интернет со скоростью 128
Кбит/сек за 150 рублей.
Но как бы это объяснить избалованным
москвичам, что это такое 128 Кбит/сек. Это когда ролик с YouTube.ru
перед просмотром надо загружать минут двадцать; это когда перед
загрузкой страницы с коллекцией фотографий успеваешь заварить чай и
отхлебнуть пару глотков; это когда про флешовые сайты можно забыть.
Если
копнуть глубже, не одними дешевыми тарифами жив Рунет. Ведь нередки
случаи в регионах, когда провайдер просто отказывает в подключении из-за
отсутствия сетки в том или ином доме. Ну не выгодно им тянуть кабель в
дом с пенсионерами из-за одного страждущего (авт. прим. - плавали,
знаем).
А сколько в стране семей, не имеющих возможности
приобрести компьютер? Ведь есть в глухих и не очень селеньях люди без
современных ЭВМ. Это как с приставками: чтобы поиграть в Денди, нужен
телевизор.
Выводы
Отечественному Интернету есть куда
расширяться пока уровень проникновения по стране не выше 50%. Однако для
его расширения важны множественные факторы. Цены, сетка и сами машины -
одни из немногих факторов, влияющих на общую клинику.
Осталось
немного времени, когда в мировую паутину попадут современные школьники
начальных классов. Молодое поколение более гибкое и динамично
развивающееся. Рост их проникновения в Интернет идет и будет идти
намного быстрее, чем поколения Денди и тетрисов.
С радостью
вступят в касту продвинутых интернет-пользователей и жители маленьких
городов и поселков, непокрытых многими провайдерами. И стоимость за
подключение здесь вряд ли играет первостепенную роль.
А вот с
пенсионерами, малообеспеченными и необеспеченными социальными группами
все обстоит сложнее. Зачастую бабушкам и дедушкам бывает трудно
объяснить, как работает микроволновая печь. Для того чтобы привлечь их в
сеть, понадобится не только объяснить механику работы, но и
целесообразность использования в повседневности. Возможно,
спрогнозировать приток пользователей пенсионного возраста получится,
если все коммунальные платежи будут переведены на электронную основу
посредством Интернета. Да и то принудительно это в ближайшем будущем не
сделают. А с введением банкоматов меньше очередей в отделениях связи и
пунктах приема платежей не стало.
Нужды малообеспеченных слоев
общества никак не пересекаются с потребностями в интернет-социализации.
Когда не хватает денег на оплату ЖКХ и картошку, Твиттер с
Одноклассниками не станут катализатором, побуждающим «наголодать»
компьютер с подключением к сети.
А теперь, если прикинуть в уме,
сколько в стране людей кому за пятьдесят и сколько малообеспеченных и
без компьютеров, имеет ли значение удешевление тарифов?