Google разрабатывает собственный индекс потребительских цен — на основе
данных сайтов интернет-магазинов. Но вряд ли Google Price Index (GPI)
станет альтернативным показателем инфляции
О
проекте Google по подсчету изменения цен на товары в интернет-магазинах
рассказал на конференции в Колорадо его руководитель, главный экономист
Google Хал Варьян, пишет Financial Times. Система пока работает в
тестовом режиме, но тем не менее уже демонстрирует любопытные
результаты. Так, GPI показывает, что с рождественских праздников в США
наблюдается отчетливый тренд движения к дефляции, в то время как в
Великобритании, по словам Варьяна, за тот же промежуток времени можно
заметить небольшой инфляционный тренд, что объясняется, на его взгляд,
слабостью фунта.
Ценовой индекс Google может стать неофициальным
показателем инфляции — так же, как, например, для наглядного
определения паритета покупательной способности валют часто используют
индекс бигмака, вычисляемый журналом The Economist с 1986 г. Он
использует цену этого бутерброда от McDonald's в разных странах для
определения реального курса местной валюты.
Интернет помогает
получать и обновлять экономические данные гораздо быстрее, объясняет
Варьян преимущества индекса Google. Официальная статистика собирается
вручную по ценам в магазинах и публикуется лишь раз в месяц, да еще с
задержкой в несколько недель. Но GPI нельзя считать полной заменой
официального индекса потребительских цен, подчеркивает Варьян.
Индекс
GPI был бы полезен в сочетании с традиционными замерами инфляции,
считает Оксана Осипова из Центра развития Высшей школы экономики.
Традиционный индекс потребительских цен учитывает изменения цен на
товары в интернет-магазинах, хотя и не учитывает их отдельно, сообщил
«Ведомостям» представитель минтруда США, которое рассчитывает этот
индекс. Возникает вопрос, насколько репрезентативна потребительская
корзина интернет-магазинов, говорит Осипова.
Варьян не спорит,
что в интернет-магазинах совсем другая корзина товаров и услуг:
например, если в официальном индексе доля недвижимости в подсчете
инфляции составляет 40%, то в интернете — всего 18%. GPI хорошо
коррелирует с индексом инфляции цен таких потребительских товаров, как
часы или фотоаппараты, которые чаще всего продаются в
интернет-магазинах — в отличие, к примеру, от автозапчастей.
GPI — закрытый проект, говорит представитель Google Алла Забровская, публичных данных по методике его расчета и значению нет, пока индекс рассчитывается для США и Великобритании.
Google вообще еще не решил, будут ли данные по GPI открытыми, заключил Варьян.