Восстановление данных (Data Recovery, DR) — одна из малоприметных, но
незаменимых отраслей компьютерного сервиса, нечто вроде информационного
МЧС. Всем известно, что в наше время данные стоят значительно больше,
чем накопитель, на котором они находятся. В случае аварии жесткого диска
(HDD), RAID-массива или твердотельного устройства (флешки, карты
памяти, SSD) пользователь прежде всего хочет получить обратно свои
файлы, а сама «железка» отправляется в корзину или меняется по гарантии.
Задачу реанимации данных как раз и решает DR.
Не будем в сотый
раз говорить про ненадежность любого накопителя и жизненную
необходимость резервного копирования. Людскую самонадеянность и лень не
перешибить ничем. Здесь ситуация такая же, как с мытьем рук перед едой:
все давным-давно знают, что делать это надо, но каждое лето тысячи
горемык попадают на больничные койки.
К тому же в нынешних
информационных реалиях (громадные, по сравнению со скоростью интерфейса,
объемы HDD, разнородные типы данных и места их хранения, общий доступ и
т.п.) организовать «правильный» бэкап не так уж просто. Сисадмины
знают, что восстановить даже корпоративный сервер или базу данных после
аварии удается не всегда: имеющиеся резервные копии зачастую неполны,
устарели либо просто не читаются. Что уж говорить про частных, порой
малоопытных пользователей…
Так что необходимость привести в
чувство проблемный жесткий диск или флешку и снять ценную информацию
возникает регулярно. Накопители далеко не всегда доходят до полной
неработоспособности — нередко сбоит лишь какой-то один участок. По
закону подлости, именно там располагаются самые нужные файлы, и
скопировать их обычным образом не получается. Нередко содержимое дисков
портится программным путём — это и зловредные вирусы, и сбои ОС при
поддержке прикладных программ, и ошибочные действия самого пользователя
(отформатировал не тот раздел, преждевременно выдернул флешку и т.п.).
Во
всех этих случаях в дело вступают специалисты Data Recovery. Эти
компьютерные спасатели извлекают, казалось бы, безвозвратно потерянные
файлы — на радость владельцу и в прибыль себе. Впечатляющий результат
достигается использованием разнообразного инструментария и, конечно,
обширной подготовкой и опытом.
Компаний, специализирующихся на
восстановлении данных, в России не так уж много — бизнес этот сложный,
требующий немалых вложений в оснащение, подбор сотрудников и раскрутку.
Специалистов DR, кстати, нигде не готовят — приходится выискивать
способных энтузиастов-самоучек.
Вообще, в Data Recovery все
держится именно на людях. Ведь на освоение тонкостей профессии уходит не
один год и не один десяток убитых накопителей (конечно, не клиентских, а
специально купленных на опыты). Постоянно надо учиться работать с
новыми моделями дисков и флешек — «на дату», как выражаются ремонтники,
они приходят уже через полгода после появления на рынке. Архитектура
становится все сложнее, конструкция — нежнее, ну а плотность записи и
объем достигают каких-то фантастических показателей. Требования к
чистоте, точности и скорости работ резко растут.
Нельзя забывать и
про «старичков», ведь 10-15-летние диски не такое редкое явление на
приемке. Для этого специально сохраняются старые стенды и «музейное»
DOSовское ПО. А на дальней полке доживают свой век приводы для
устаревших сменных носителей — дискет, разномастных кассет с магнитной
лентой, магнитооптических дисков, картриджей ZIP, JAZ и прочей экзотики.
Время от времени приносят и это.
Чтобы всерьез заниматься
восстановлением данных, необходим широкий кругозор и разносторонняя
практика. Уверенность приходит лет через пять, поэтому здесь преобладают
зрелые специалисты. В отрасли насчитывается немало 40-50-летних
«ветеранов», есть и 60-70-летние «аксакалы». В общем, с обычным
компьютерным сервисом все это здорово контрастирует. Тут, пожалуй,
больше аналогий с медициной.
Мы попросили директора московской
компании R.LAB Николая Хозяинова рассказать о том, как устроен бизнес в
сфере восстановления данных DR, а также дать несколько советов.
Илья Зайдель: Как вы оцениваете место Data Recovery в информационном обществе?
Николай Хозяинов: Примерно как место спасательной службы на горнолыжном курорте.
Илья
Зайдель: То есть прокатиться с ветерком — это здорово, но можно и ногу
сломать, а то и под лавиной оказаться. Кто обычно обращается за помощью к
спасателям?
Николай Хозяинов: К нам идут и частные заказчики, и
бизнес (от малых предприятий до международных компаний), и IT-компании,
передающие субподряды для своих клиентов. Ни одну категорию нельзя
назвать основной, объем работ распределен равномерно. Выделю небольшой,
но важный для нас сегмент — услуги для других DR-компаний. Они время от
времени передают сложные заказы, с которыми сами не могут справиться
(специалист Data Recovery не будет «доламывать» диск клиента, если он не
уверен в своей подготовке или технической базе. Он обратится к более
опытному коллеге, этого требует профессиональная этика. — И.З.).
У
нас не принято рассказывать о проблемах клиентов, поэтому случаи из
практики приводить не буду. Разве только самые общие. Так, регулярно
приходится восстанавливать информацию после попыток её уничтожения
различными варварскими методами. Например, корзину с жесткими дисками
как-то выкинули из окна. Компьютеры и ноутбуки после пожаров, протечек
тоже приносят. Был ноутбук после цунами. Еще приносили ноут, побывавший в
пыльной буре. Его брали в африканскую экспедицию, пыль проникла в диск и
убила головки.
Илья Зайдель: Про конфиденциальность давайте
поговорим подробнее. Человек отдает вам диск с ценной для него
информацией, возможно, не подлежащей разглашению. Как он может
убедиться, что вы корректно с ней обращаетесь и защищаете от
несанкционированного доступа? Не хотите ли поставить на своих рабочих
местах веб-камеры?
Николай Хозяинов: Обеспечение должного уровня
информационной безопасности — основа нашей работы. Серьезно, это как
фундамент у дома. Весь наш бизнес базируется на доверии клиентов, а оно
возникает на базе репутации. Одна утечка данных — и репутация,
заработанная в течение многих лет, непоправимо испорчена.
Безопасность
включает в себя как технические меры, так и подбор персонала. Наша
локальная сеть имеет двухуровневую структуру, внешний доступ к файловым
серверам полностью закрыт. Через две недели после сдачи заказа клиенту
все данные по нему уничтожаются. Межсетевые экраны имеют жесткие
настройки, на компьютерах установлено антивирусное и антишпионское ПО,
весь софт обновляется. Естественно, нелицензионным программам места нет.
Что
касается персонала, то мы приглашаем проверенных людей, много лет
работающих в области восстановления данных. Таких мало, буквально можно
пересчитать по пальцам, и они все на виду. Безупречная репутация — их
главный актив. Специалисты, как правило, друг друга знают, регулярно
общаются по Сети и вживую, обмениваются разработками. В подобной среде
вопрос кражи или порчи данных даже не возникает.
В связи с таким
подходом к информационной безопасности мы не занимаемся обучением и не
принимаем на работу начинающих. Исключение — стажировка сотрудников из
других компаний.
Насчет веб-камеры и думать не стоит: если
IT-специалист захочет украсть данные со своего рабочего места, никакая
камера его не остановит.
Илья Зайдель: Клиентов, особенно в нашей
стране, всегда интересует стоимость той или иной услуги. Какое у вас
ценообразование — фиксированные цены или по фактическим трудозатратам,
как во многих зарубежных фирмах?
Николай Хозяинов: Стоимость
услуги зависит от объёма работ. Большой опыт позволяет достаточно точно
спрогнозировать цифры в том или ином случае потери данных, поэтому мы
сформировали прайс-лист по основным видам неисправности. Человек может
заранее прикинуть свои расходы. Точная цена восстановления определяется в
процессе первичной бесплатной диагностики. Расчеты производятся после
успешного завершения работ.
Илья Зайдель: Если не секрет, сколько заказов на восстановление данных вы выполняете? Есть ли сезонность в этой услуге?
Николай Хозяинов: Могу сказать, что наш поток — больше сотни заказов в месяц.
Что
касается сезонности, то она выражена слабо. Лишь летом число заказов
незначительно снижается. Тут действуют разнонаправленные факторы:
компьютеры в период отпусков используются менее интенсивно, зато
учащаются аварии дисков из-за перегрева. Прошлым летом таких случаев
было много. Также возрастает поток карт памяти, которые приносят клиенты
после турпоездок.
Илья Зайдель: В каких случаях вы не можете
восстановить данные или вообще не беретесь за работу? Зависит ли это от
состояния накопителя, от поведения клиента или чего-то еще?
Николай
Хозяинов: Допускаю, что возможно такое поведение клиента, при котором
мы не возьмёмся за работу, но реально с подобным пока не сталкивались.
Мы
берёмся за работу во всех ситуациях, когда существует принципиальная
возможность восстановления информации. К «безнадежным» случаям,
например, относятся:
Тяжелые повреждения пластин жесткого диска —
запилы, при которых магнитный слой вместе с данными сдирается с
пластины и оседает в виде пыли на фильтре;
Порча модулей
служебной информации, содержащих так называемые адаптивы. Все модули
хранятся в служебной зоне жесткого диска и используются в процессе его
инициализации при включении. Адаптивы задают настройки, уникальные для
данного экземпляра, например коэффициент усиления и микросдвиг каждой
головки. Без их применения пользовательские данные считать невозможно,
даже если всё остальное в идеальном состоянии. Другие адаптивы, хотя бы и
от диска-близнеца, здесь не помогут, а подобрать их пока нереально;
Утрата
родной платы диска. Часть адаптивов хранится в микросхеме ПЗУ на плате,
и замена платы на неродную, равно как и порча ПЗУ, может фатально
сказаться на доступе к данным. Мы иногда сталкиваемся с таким после
неквалифицированного вмешательства (отсюда мораль: сломанный диск не
ковыряйте сами и не отдавайте «ремонтникам широкого профиля», а сразу
несите DR-специалистам. Если, конечно, вас интересует результат. —
И.З.);
Перезапись секторов, в которых была нужная информация.
Вопреки бытующим легендам, восстановить данные в подобных случаях по
остаточной намагниченности либо другим мистическим способом на
современных жестких дисках никто в мире не сможет;
Для флеш-накопителей — серьезные повреждения микросхем памяти (разлом корпуса). К счастью, такое встречается достаточно редко.
Восстановление
данных на выезде технически возможно в простых случаях. Однако время
квалифицированного специалиста стоит дорого, и конечная цена такой
услуги будет довольно высока. Но несколько раз нам такое заказывали.
Илья
Зайдель: Возможно ли удаленное восстановление данных через Интернет или
другие каналы связи? Ведь многим людям боязно отправлять свой
накопитель по почте в Москву, а в своем городе подобного сервиса нет.
Николай
Хозяинов: Удалённое восстановление данных с физически неисправного
накопителя по понятным причинам невозможно. Единственное исключение —
совместная работа со специалистами других организаций, имеющих сходное с
нашим оборудование и соответствующие навыки.
Восстановление
данных с исправных накопителей возможно, но не целесообразно, поскольку в
большинстве случаев пользователь может все сделать самостоятельно,
используя простые в освоении программные средства, на нашем жаргоне —
«рекаверилки». Среди них есть и бесплатные, но работающие на уровне
лучших коммерческих продуктов (например, R.Saver). Возвращаясь к теме
удалённого восстановления данных, я считаю, что для конечных заказчиков
это целесообразно только при работе с RAID-массивами, которые состоят из
исправных дисков, а «развалились» по причине сбоя контроллера или
неумелых действий системного администратора.
Илья Зайдель: Николай, а как вы сами-то в этот бизнес пришли?
Николай
Хозяинов: Скорее, бизнес сам пришел. Мы с партнёром руководили
компанией, которая занималась обслуживанием оргтехники. Ремонт
компьютеров и принтеров, заправка картриджей, локальные сети, офисные
АТС — в общем, делали почти всё.
С определённого момента нашим
клиентам стало всё чаще требоваться восстановление данных. Это было во
времена массового выхода из строя жестких дисков Fujitsu серии MPG (2002
год. — И.З.). Понимая, что для таких работ квалификации наших
ремонтников совершенно недостаточно, мы искали субподрядчика. Но не
нашли никого, кто бы нас устроил.
Поэтому сами купили
аппаратно-программный комплекс PC-3000 от компании ACE Lab. Кстати, эта
ростовская организация является мировым лидером в области производства
оборудования для Data Recovery, что очень нас радует и даёт повод для
гордости.
Первое время я выполнял работы на PC-3000 сам.
Скромного опыта хватало, чтобы справляться с поступающими заказами,
поскольку большинство случаев потери данных в то время были связаны с
программными проблемами или с типовыми неисправностями Fujitsu MPG,
которые устранялись простой перезаписью одного из служебных модулей.
Постепенно
я настолько увлёкся Data Recovery, что стал заниматься только этим,
отойдя от других дел. Через некоторое время мы с партнёром решили
разделить бизнес — так появился R.LAB в виде самостоятельной компании.
С
опытом пришло понимание того, что восстановление данных не сочетается с
какой-либо другой деятельностью. Поэтому я начал отходить от
технической работы и сейчас выполняю только администраторские функции.
Илья
Зайдель: Я слышал, что некоторые наши специалисты DR летом колесят по
Европе, гостят у коллег и выполняют накопившиеся сложные заказы. Попутно
передают свой опыт. И отдых, и заработок. Но вернемся к нашим делам.
Сейчас широко используются RAID-массивы, благо эта функция встроена
почти в каждую материнскую плату. Как вы восстанавливаете данные с
массивов и что можете посоветовать их пользователям?
Николай Хозяинов: Пользователям могу посоветовать делать резервные копии, массив — не панацея. С ними к нам часто обращаются.
В общих чертах восстановление данных с RAID-массивов выполняется так:
сначала снимаются посекторные копии с неисправных дисков, если таковые имеются,
затем массив собирается программными методами на нашем оборудовании.
В
простых случаях, если у вас есть нужное количество образов на исправных
дисках (для RAID 5, например, это n-1, где n — общее количество дисков в
массиве), массив можно собрать самостоятельно. По этой теме в Сети есть
немало полезных материалов.
Есть массивы, которые простыми
методами не собираются. Как правило, это связано с нестандартной
конфигурацией и расположением служебных секторов. Что делать в подобных
случаях — быстро не расскажешь, здесь уже требуется опытный специалист и
индивидуальный подход.
Илья Зайдель: Что вы скажете о надежности
твердотельных накопителей SSD? Можно ли их использовать для
ответственных задач? И почему так дорого стоит восстановление?
Николай
Хозяинов: Технология ещё достаточно молодая, производители только ищут и
обкатывают оптимальные технические решения. Вероятно, в перспективе SSD
превзойдут по надёжности HDD, но сейчас им до этого ещё далеко.
Восстановление
данных с неисправных SSD действительно стоит дорого, 20000 рублей и
выше, и, к сожалению, снизить цену пока возможности нет. Данные с SSD
восстанавливаются так же, как и с флешек, принципы одинаковые, просто
объём работы намного больше. Там надо выпаять все микросхемы памяти,
считать их содержимое, и, самое сложное, собрать из считанного образ
диска.
Проблема здесь в том, что SSD, как и флеш-накопители,
использует механизм выравнивания износа, который постоянно перемещает
логические адреса памяти по физическим ячейкам. И если просто соединить
считанные с микросхем данные, мы получим бессмысленную мешанину. Поэтому
требуется восстановить таблицу трансляции и собрать образ файловой
системы в соответствии с ней. Работа кропотливая, во многом пока ручная.
Илья
Зайдель: Стало быть, с SSD стоит быть поосторожнее. А что вы скажете
про жёсткие диски? Какая марка и какой модельный ряд показали, по вашей
статистике, наибольшую надежность и какие — наименьшую?
Николай
Хозяинов: В современных условиях модельные ряды жестких дисков меняются
быстрее, чем мы успеваем понять степень их надёжности. Поэтому по
нынешнему рынку сказать что-то определенное трудно. В дисках всех
производителей используется сходный набор технологий, так что и
надежность у них примерно одинакова. Время от времени тот или иной
производитель выпускает дефектную партию или модель, но к моменту, когда
эти диски начинают массово попадать в ремонт, они уже исчезают из
продажи.
Переплачивать за модели корпоративного класса, которые
позиционируются производителями как более надёжные, смысла не видим —
опыт показывает, что они выходят из строя с той же вероятностью. (Я бы
не был столь категоричен: корпоративные диски рассчитаны на
круглосуточную работу под высокой нагрузкой, они лучше выдерживают
перегрев, вибрации от соседних дисков в корзине и прочие невзгоды
эксплуатации. Другое дело, что в обычных условиях такая выносливость от
накопителей и не требуется. А от ударов или плохого питания дорогие
диски мрут точно так же, как и дешевые. — И.З.)
Разумно будет
взять модель, которая выпускается как минимум полгода (чтобы не
нарваться на «детские болезни») и чьи характеристики в точности
соответствуют требованиям рабочего места — не меньше, но и не больше.
Скажу о модных «зеленых» сериях: низкий нагрев и шум в них достигаются
за счет уменьшенной скорости вращения (5400-5900 об./мин) и замедленного
позиционирования головок. Поэтому для размещения ОС и вообще для
произвольного доступа они не очень подходят, зато отлично служат как
хранилище мультимедийных данных.
И помните: вопрос не в том,
сломается диск или нет, а в том, когда это произойдет. Продлить жизнь
диску помогает правильная эксплуатация. Уделите внимание питанию и
охлаждению, защитите диск от ударов и вибрации, контролируйте его
состояние — и вероятность аварии заметно уменьшится.
Илья
Зайдель: Почему флешки стали такими ненадежными? Как правило, при
активной эксплуатации они больше года не живут — ломаются, либо начинают
«глючить», портить и терять данные. В то же время у меня есть флешка
6-летней давности, и она до сих пор в полном порядке, разве что краска
облезла.
Николай Хозяинов: Основная причина — давление рынка,
требующего от производителей «больше, быстрее и дешевле». Отсюда и
следствия:
удешевление элементной базы и конструкции всеми
доступными способами. Экономят даже на припое, а дискретные
стабилизаторы и фильтры уже давно не ставят;
максимально сжатые
сроки разработки и тестирования новых моделей. Зачастую на рынок
попадают непроверенные сырые решения, ведущие к скорым отказам;
флеш-память
имеет ограниченный ресурс по числу перезаписей. И современное поколение
микросхем, применяемое в недорогих моделях, имеет значительно меньшее
значение этого показателя, чем предыдущие поколения. При интенсивном
обновлении данных на флешке (типичный пример — бухгалтерские базы
данных) проблемы начинаются спустя считанные месяцы.
Илья
Зайдель: На вашем сайте выложен ряд бесплатных утилит для восстановления
данных. Вы не боитесь, что это уменьшит число ваших клиентов?
Николай
Хозяинов: Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Грамотный
пользователь в простых случаях вполне способен восстановить данные
самостоятельно. Мы стремимся заниматься задачами, достойными уровня
наших специалистов, а не брать деньги за то, что люди могут сделать
сами. Хотя, если человеку лень или существуют опасения по причине особой
ценности данных, от работы, естественно, не отказываемся.
Илья
Зайдель: Какую технологию вы порекомендуете для длительного и
максимально надежного хранения цифровых данных? Например, чтобы человек
мог посмотреть свои детские фотографии через 30-40 лет.
Николай
Хозяинов: Магнитная лента или жесткий диск. Перезаписываемые оптические
диски (CD-R/RW и DVD±R/RW), вопреки расхожему мнению, довольно быстро
становятся нечитаемыми. Рекламный срок хранения в 30 лет не
подтверждается (главная причина здесь — исходно низкое качество
болванок. Выбирать их по брендам сейчас сложно ввиду разброса партий и
частых подделок. Также играет роль износ пишущих приводов и несоблюдение
условий хранения, на самом деле довольно жестких. — И.З.).
Магнитная
лента наиболее надёжна — она проверена полувековым использованием. Но
ей требуются приводы (стримеры), которые не слишком доступны. Так что
жесткие диски удобнее. У некоторых моделей со временем могут проявляться
«врождённые болезни», даже если накопитель просто лежит на полке.
Поэтому, если вы храните данные на дисках, желательно иметь хотя бы пару
копий и раз в год-два их обновлять, просто перезаписывая заново.
Теперь, когда интервью закончилось, важно добавить несколько уточнений.
Николай
Хозяинов упомянул аппаратно-программный комплекс PC-3000, играющий
центральную роль в оснащении его компании. Хотелось бы рассказать об
этом незаурядном отечественном продукте более подробно. Он позволяет
работать с накопителями в недокументированном технологическом режиме и
тем самым получать доступ к данным в самых сложных ситуациях.
Комплекс
ведет свое начало с дипломной работы бессменного технического директора
ACE Lab, выполненной в далеком 1991 году. За свою двадцатилетнюю
историю PC-3000 стал практичным и действительно эффективным инструментом
для восстановления данных и ремонта HDD. Сегодня им пользуются почти
все отечественные и многие зарубежные DR-фирмы. Комплекс постоянно
развивается, чтобы расширить его возможности, охватить новые семейства
накопителей и, что немаловажно, сократить время восстановления.
Обновления программной части выпускаются 3-4 раза в год, а полностью
новая версия появляется раз в 2-3 года.
Аппаратно PC-3000
представляет собой плату расширения для шины PCI, на которой имеются два
проприетарных IDE-порта, а также контроллер питания для управления
подключенными дисками. Порты позволяют вычитывать данные на скорости до
100 Мбайт/с, что близко к пропускной способности шины. Для нынешних
гигантских объемов HDD (до 3 Тбайт, а в скором времени 4 Тбайт) этого
уже недостаточно, и ACE разработала плату PC-3000 для шины PCI Express.
Новая
плата оснащена 4 портами SATA и 2 портами IDE и позволяет одновременно
вычитывать данные с четырех накопителей на скорости до 120 Мбайт/с
каждый. Путем замены микросхем SATA-мостов на более производительные
скорость может быть поднята до 170 Мбайт/с, что дает достаточный запас
на будущее. Серийный выпуск платы PCI Express начнется в конце года
после бета-тестирования на реальных задачах. При этом всё ПО будет
идентично для обеих версий комплекса.
Для полноценного Data
Recovery одного PC-3000 недостаточно. Ведь комплекс работает на низком
уровне (модули «служебки» и сектора пользовательской зоны диска), а
клиенту в конечном счете нужны его файлы. При восстановлении данных с
поврежденных накопителей применяется программный продукт ACE Data
Extractor. Ему уже больше десяти лет, и он вобрал в себя немало
наработок, позволяющих справляться с тяжелыми случаями.
Так, DE
может (разумеется, в тесной связке с PC-3000) вычитывать данные в
технологическом режиме. При этом у диска могут быть отключены
неисправные головки, модифицирована микропрограмма для обхода
блокирующих проверок и т.п. В обычном режиме такой диск в готовность не
выходит и чаще всего просто «стучит».
Подобное тонкое
вмешательство зачастую позволяет скопировать нужные файлы, не прибегая к
перестановке головок — процедуре дорогой, трудоемкой и недостаточно
предсказуемой. Ведь поиск донора может затянуться, а головки не всегда
«приживаются». В то же время, благодаря высокой плотности записи,
требуемый файл во многих случаях умещается на одной дорожке и может быть
успешно вычитан, если соответствующая головка жива.
Недавно
появилось новое расширение DE — программный комплекс Data Extractor RAID
Edition. Как следует из названия, он ориентирован на восстановление
данных из поврежденных дисковых массивов. Это стало актуальной проблемой
в связи с широким распространением RAID-контроллеров — они встраиваются
в большинство материнских плат. При этом надёжность массовых
контроллеров довольно низка: при малейшем сбое диска-участника или даже
намеке на него (увеличенное время отклика и т.п.) массив разрушается и
становится недоступным для ОС. К тому же и пользователи нередко
«добивают» массив своим неквалифицированным вмешательством.
Поэтому
в практике Data Recovery всё чаще встаёт задача корректной сборки
RAID-массива и вычитывания данных из него. Существующее ПО ориентировано
на случаи чисто логических разрушений структур данных и бесполезно при
наличии физических повреждений дисков-участников. В таких случаях
приходится действовать в два этапа: сначала скопировать все, что можно, с
проблемных дисков, а затем пытаться собрать массив из копий. Очевидна
трудоемкость и неэффективность подобной работы.
DE RE умеет
восстанавливать данные из массивов в случаях, когда один или несколько
его участников имеют не только логические, но и физические проблемы. При
этом не требуется предварительного создания полной копии: в созданном
виртуальном RAID вычитываются только нужные файлы. Это радикально
сокращает время восстановления и придает ему максимальную гибкость.
Кроме
того, виртуальный RAID (напомним, с участием неисправных накопителей)
можно смонтировать в качестве физического диска операционной системы и
использовать ПО сторонних производителей, «заточенное» под специфические
файловые системы и форматы данных. Это бывает крайне полезно при
восстановлении данных с видеорегистраторов, сетевых хранилищ и прочих
нестандартных устройств, которые встречаются всё чаще.
Ещё одно
преимущество комплекса — автоопределение параметров RAID-массива,
основанное на анализе данных файловых систем и данных пользователя. Если
неизвестен порядок подключения дисков в массиве (такое, как ни странно,
часто встречается), то это дает многократную экономию времени и усилий.
Представьте себе 12-18 дисков, составлявших когда-то RAID 50, и вы
оцените перспективы.
Надо заметить, что стоит Data Extractor RAID
Edition порядочно — от 75000 рублей. Тем не менее он может окупиться
всего за два-три заказа: расценки московских DR-компаний на
восстановление сложных массивов достигают 30-40 тысяч (фраза о том, что
самое дорогое — это данные, обретает новый смысл. — прим. редакции).
Сейчас
в ACE Lab много занимаются твердотельными накопителями — SSD, обычными
флешками и картами памяти. Они нередко выходят из строя, и чаще всего
это связано с контроллером и другими радиоэлементами платы. Причины
могут быть как внешние (бросок напряжения, перегрев, механическое
воздействие), так и внутренние (повреждение служебных областей
флеш-памяти). Основной метод восстановления в этом случае — вычитывание
микросхем памяти на физическом уровне и сборка файловой системы.
Вариантов
сборки насчитывается уже много тысяч, и не потеряться в них помогает
«Система решений» — онлайновая база данных, которую ACE ведет по всем
известным типам контроллеров и чипов памяти. В идеале, комплекс PC-3000
Flash сам связывается с базой, получает оттуда формализованный алгоритм
для конкретного случая и применяет его к считанному дампу. Через
несколько минут собранная файловая система готова к копированию данных.
Реальность,
конечно, не так безоблачна. Готовых решений в базе пока маловато (около
1300), и не все из них приводят к успеху. Нередко приходится
экспериментировать. Результаты по желанию отправляются в «Систему
решений». В ней аккумулируется опыт и статистика сотен специалистов, и
со временем автоматизированные режимы становятся все более
продуктивными.
Из других проблем упомянем низкое качество
современных флеш-чипов – при значительном износе ячеек данные с них
считываются нестабильно. В новой версии PC-3000 Flash SSD Edition
реализовано многократное вычитывание сомнительных мест, а также
корректировка данных по ECC-кодам (незаменимо для бухгалтерских баз). В
SSD все чаще стало встречаться шифрование данных, а также нестандартные
файловые системы (ext4, HFS и др.). Разработчики активно продвигаются в
этом направлении, хотя их тормозит нехватка подопытных «кроликов».
Основа
работы с жесткими дисками в технологическом режиме — доскональное
знание их микропрограмм. А это совсем не приветствуют производители HDD,
стремящиеся скрыть свои решения от конкурентов. Все, связанное с
reverse engineering, балансирует на грани дозволенного. Этим, в
частности, объясняется закрытость основных методических ресурсов по
PC-3000 (документации, веб-форума, почтовой конференции). Ведь
производители тоже ими интересуются, хотя бы для того, чтобы
ликвидировать «дырки» в новых моделях.
Вот свежий пример. Многим
памятен дефект прошивки дисков Seagate 7200.11, известный как «муха CC».
После того как его решение разошлось по Интернету (суть сводилась к
пересчету транслятора через терминал), последующие семейства уже были
модифицированы с тем, чтобы затруднить подобное вмешательство.
«Спасателям»
из ACE Lab, а их меньше 50 человек, много лет удается выдерживать темп,
набранный ведущими производителями HDD и SSD. Учитывая, что все
производители «там», а ACE Lab — здесь, порой приходится непросто, но
ничего, справляются. Возможно, историки будущего напишут, что
модернизация начиналась с малого…