Накрутка кликов (в англоязычной терминологии клик-фрод, Click froud) возникла как естественное порождение контекстной рекламы.
Любая сфера бизнеса имеет свои уязвимые места, которые позволяют
паразитировать всякого рода мошенникам, желающим откусить кусочек чужого
пирога.
На заре развития контекстной рекламы, когда мошеннические действия
только начинали набирать обороты, поисковые системы не умели, да и не
очень-то стремились бороться со скликиванием, ведь чем больше заплатит
рекламодатель, тем выше будет и доход системы контекстной рекламы.
Однако когда крупные рекламодатели, потерявшие много денег на
бесполезные клики, начали подавать в суд на поисковые системы, проблему
накрутки кликов стали решать радикальными методами. Системы контекстной
рекламы сегодня предпочитают честно сказать рекламодателю, какое число
кликов было произведено клик-фродерами, и вернуть списанные с бюджета
рекламной кампании средства, чем судиться и выплачивать огромные
неустойки.
В качестве примеров приведем лишь два небольших эпизода, произошедших в 2007 и 2006 году:
Компания Yahoo!
была признана виновной в деле о накрутке кликов (click-fraud),
возбужденном Checkmate Strategic Group. Yahoo! обязали выплатить
гонорары адвокатам в размере 5 млн. долларов, а также возместить все
убытки рекламодателей с 2004 года.
В марте 2006 года Googleв результате аналогичного дела был вынужден выплатить рекламодателям 90 миллионов долларов за накрутку кликов.
Поисковые системы научились бороться с клик-фродом, выявлять накрутку
кликов, они возмещают убытки рекламодателям, однако полностью
искоренить эту проблему не удается. По данным за второй квартал 2010
года, процент мошеннических кликов по всему миру достигает 18.6%
(данные Click Forensics) или даже 28.9% (данные Anchor Intelligence).
Вероятно, различия в статистике обусловлены как различиями в
определении понятия накрутка кликов, так и в исследуемых источниках.
Однако интересно, что обе компании анализируют уровень клик-фрода не
только в целом по всему миру, но и по отдельным регионам.
По данным Click Forensics, Россия оказывается в числе стран, где
уровень накрутки кликов очень высок, наряду с Китаем. США, Австралия
признаны наименее опасными для рекламодателей странами, Канада, многие
европейские страны – средними по уровню клик-фрода.
Однако совершенно другая картина получается у Anchor Intelligence.
По данным этой компании, Россия не входит в число стран с высоким
уровнем клик-фрода. Десятка лидеров по накрутке лидеров выглядит так:
Представленная ниже карта показывает, насколько высок уровень
клик-фрода в различных регионах, как видно, постсоветское пространство
относится к территориям, где уровень накрутки кликов достаточно высок,
но все же ниже, чем в перечисленных десяти странах-лидерах по кликфроду.
Основные причины, мотивы и методы накрутки кликов
1. Клики специально созданных мошенниками индексирующих роботов.
Практически все крупные поисковые системы на сегодня умеют выявлять
подобные технологии и бороться с ними.
2. Клики для повышения CTR объявлений. Такого рода накруткой занимаются
сами рекламодатели, как правило, новички, считающие, что смогут
сэкономить, добившись снижения цены клика за счет хорошего показателя
CTR (соотношение числа переходов по объявлению к числу его показов).
3. Происки конкурентов. Зачастую чтобы снизить эффективность рекламной
кампании, недобрососвестные конкуренты прибегают к практике накрутки
кликов . Они добиваются того, что рекламный бюджет тратится не на
переходы реальных пользлователей, потенциальных клиентов, а на клики
специально нанятых людей или банально сотрудников компании. Поисковые
системы на сегодня довольно эффективно борятся с подобного рода
накруткой кликов.
4. Голодные веб-издатели (владельцы сайтов, на которых показываются
контекстные объявления). Вебмастера в стремлении заработать как можно
больше на своих площадках изобретают все новые схемы и технологии обмана
систем контекстной рекламы. Поскольку мотивация вебмастеров самая сильная, поисковым системам приходится неустанно бороться с этим источников накрутки кликов.
Системы контекстной рекламы не очень подробно рассказывают
рекламодателям, как именно они обеспечивают защиту от клик-фрода. Ведь
понимая механизмы борьбы с накруткой кликов, мошенники моментально
найдут противоядия от них.
Однако общими положениями, которые призваны внушить рекламодателям
доверие к системам контекстной рекламы, которым они доверяют свои
бюджеты, поисковики все-таки делятся. Итак, к методам борьбы с
клик-фродом поисковики относят:
• Различение кликов совершенных человеком либо программой (автоматическое определение);
• Выявление всплесков (резкое увеличение переходов, не подтвержденный интерес – автоматическое определение);
• Отслеживание профилей рекламных площадок (автоматические);
• На основе данных конверсии со счетчиков рекламодателей (автоматические);
• Работа модераторов (полуавтоматические).
Помимо поисковых систем, которые многое делают для борьбы с клик-фродом,
сторонние компании, представляющие интересы рекламодателей, тоже
разрабатывают технологии для выявления накрутки кликов.
В этой ознакомительной статье достаточно будет в качетве примера привести сервис Block List,
созданный в 2009 году уже упомянутой выше компанией Click Forensics.
Этот сервис предоставляет рекламным сетям информацию об IP-адресах, с
которых совершаются мошеннические клики. Block List позволяет, выявив
источники накрутки клика, перенаправлять бюджет на площадки
добросовестных вебмастеров. Click Forensics утсверждает, что сервис
Block List позволяет снизить число машеннических кликов на 15-25%.