Если проект Налогового кодекса будет принят в нынешнем виде, то это
тенизирует рынок интернет-магазинов и снизит их конкурентоспособность.
По словам участников рынка интернет-ритейла, кризис серьезно
уменьшил количество проектов в сегменте. Но за последние два года
количество новых игроков снова удвоилось. Основным фактором роста стал
низкий порог входа в рынок, которым поспешили воспользоваться бывшие
сотрудники интернет-магазинов и выпускники вузов.
"На рынок пришли новые игроки - в лице студентов и уволенных
менеджеров,- говорит Владислав Чечеткин, владелец и руководитель
супермаркета Rozetka.ua.- Это приводит к демпингу, а значит, становится
невозможно развивать этот рынок. И дискредитирует сам способ продажи
товаров в интернет-магазинах".
С начала же следующего года интернет-торговли может не оказаться в
списке видов экономической деятельности с упрощенной системой
налогообложения. Эксперты предвидят переход значительного числа мелких
интернет-магазинов в тень.
"Мелкие игроки будут идти в тень и работать без документации и
официального оформления,- уверен Дмитрий Йовдий, управляющий партнер
юридической компании "Лигал Асистанс Групп".- Те же, кто уже имеет
более-менее стабильные позиции, смогут реорганизоваться в общество с
ограниченной ответственностью. Но при этом они будут платить налоги по
общей системе налогообложения".
"Большая часть мелких игроков не будут платить вообще ничего,-
считает Владислав Чечеткин.- Их настолько много, что государству не
хватит ресурсов, чтобы с ними что-то сделать".
В случае принятия проекта Налогового кодекса в его нынешнем виде,
интернет-магазины должны будут перейти на общую систему
налогообложения, что вынудит их пересмотреть цены. А сравнительно
невысокий уровень цен для интернет-торговцев является ключевым
конкурентным преимуществом.
"Мне кажется, что основная фишка интернет-магазинов - удобство и
невысокая стоимость товара,- говорит Александр Колб, генеральный
директор Promodo.ru.- Ужесточение правил игры будет влиять на стоимость
товара, и для конечного потребителя товары станут немного дороже".
Поэтому налоговые новации, в случае их имплементации, могут серьезно
сузить интернет-магазинам пространство для маневра - и они будут
вынуждены маневрировать между фискалами и розничными сетями.
"С одной стороны, нужно будет платить еще больше налогов, а с
другой, есть верхняя планка - это розничные сети,- рассуждает Владислав
Чечеткин.- А продавать дороже, чем розничные сети, не получится. А они
давят очень серьезно".
Одновременно на рынке продолжается усиление конкуренции в секторе
электронной коммерции. Борьба за потребителя становится все более
продвинутой.
"Если пару лет назад владельцев интернет-магазинов интересовали
вопросы трафика, позиции в поисковых системах, то сегодня мы ушли
значительно дальше,- считает Александр Колб.- Конкуренция на рынке
электронной коммерции, конечно же, ужесточается. В этом году
значительно выросли бюджеты основных игроков рынка".