Для большинства активных пользователей Рунета средства массовой
информации являются основным источником важных сведений, позволяющих
быть в курсе значимых событий. Хотя большинство из этих СМИ так или
иначе связаны с интернетом, 35% активных пользователей Рунета
еженедельно, 25% - ежемесячно, а 9% - ежедневно покупают различные
периодические издания. Таковы результаты исследования проведенного
информационным каналом Subscribe.ru и сервисом онлайн-опросов «Глас
Рунета». В опросе приняли участие около 1500 пользователей Рунета,
представляющих активную (месячную) аудиторию.
Наибольший
интерес пользователи Рунета проявляют к политическим и экономическим
новостям, общественно значимым событиям, материалам об информационных
технологиях и компьютерах, научно-популярным публикациям в области
биологии, медицины, психологии, истории, освещению спортивной и
культурной жизни, светской и криминальной хронике и др.
Таким
образом, участники опроса вполне осознано подошли к ответу на основные
вопросы о воздействии масс-медиа на человека, живущего в эпоху
информационного общества. 85% респондентов выразили уверенность в том,
что по качеству и тематике информации в СМИ можно дать характеристику
обществу, в котором эти СМИ распространены. А 88% опрошенных считают,
что в последнее время СМИ стали очень сильно влиять на формирование
вкусов человека, например, в моде, музыке, кино, спорте и других
сферах. Однако в учебе, работе и других областях интересов пользователи
Рунета обращаются к СМИ с большой осторожностью: 58% опрошенных
используют их лишь иногда в определенных интересах, 12% предпочитают
обращаться к более надежным источникам информации, а еще 12% вообще не
рассматривают СМИ как источник, заслуживающий доверия. Вообще принципом
"доверяй, но проверяй" по отношению к современным масс-медиа
руководствуются 93% участников опроса.
Пожалуй, главная причина
такого отношения заключается в том, что большинство респондентов (83%)
рассматривают конкретные СМИ как представителей интересов тех или иных
социальных групп, что превращает масс-медиа в инструменты пропаганды и
зомбирования людей. Однако 38% опрошенных полагают, что
представительство групповых интересов и отправление пропагандистских
функций не мешают СМИ в ряде случаев оказывать помощь в борьбе с
глобальными проблемами человечества. Конечно, не следует забывать, что
в современной политике призывы масс-медиа к борьбе с так называемыми
глобальными проблемами (типа международного терроризма, распространения
ядерного оружия, выбросов углекислого газа и др.) являются... формой
отстаивания чьих-то групповых интересов.
Доверие к масс-медиа
подрывается тем больше, чем сильнее читатели/зрители ощущают разрыв
между идеальным представлением о СМИ и репутацией конкретного издания.
Идеальным же, по мнению пользователей Рунета, является СМИ, которое
выполняет следующие функции: во-первых, своевременно подает достоверную
и неангажированную полезную информацию; во-вторых, служит средством
культурной коммуникации между разными социальными группами, средством
обратной связи государства с его гражданами; в-третьих, отражает
реальную ситуацию в обществе, оповещая его членов о проблемах и
способах их решения, предоставляя трибуну для выражения разных позиций;
в-четвертых, берет на себя функции просвещения, способствует
утверждению общечеловеческих нравственных ценностей.
Перечень
негативных сторон развития современных СМИ, составленный из ответов
участников нашего опроса, весьма обширен и представляет собой как бы
перевернутое отражение вышеуказанных идеальных функций, помноженное на
обилие рекламных и заказных материалов. Возможно, в условиях чрезмерной
коммерциализации и непрерывных информационных войн иначе и быть не
может. Однако массовый отход СМИ от своих основных функций будет
означать их переход в иное качество и способствовать росту
альтернативных форм медиа, которые не отражают точку зрения корпораций
и/или государственных структур. Изменения медиа-ландшафта и развитие
сети интернет рассматриваются рядом экспертов как развитие альтернативы
прессе и телевидению, но возможен и совсем иной аспект, подразумевающий
такие формы медиа-коммуникации, как самиздат (привет блогосфере!)
Конечно,
любые инновации медиа-отрасли, несущие в себе коммерческий потенциал,
будут снова адаптированы мейнстримом. Но перед мультимедийными
средствами новой эпохи массовой коммуникации все равно будет стоять
задача создания качественного персонифицированного контента.
Современный, "информационный человек" (homo informaticus) в процессе
поиска качественной (достоверной и полезной) информации вступает в
семиотические коммуникации с максимальным количеством доступных,
условно независимых медиа. Результатом поиска становится
персонифицированный контент как интеграция фактов и смыслов
содержательного наполнения мультимедийных средств.