Суд испанского города Логроньо отказал праообладателям в иске к местному
жителю, продававшему пиратские копии их записей. Одновременно суд
постановил, что распространение пиратских копий может содействовать
росту медиа-рынка.
Цифровое пиратство может способствовать росту
продаж легального контента, указала в своем приговоре по делу местного
пирата судья из испанского города Логроньо (Logroño) Роза-Эсперанца
Санчес Руиз-Телло (Rosa-Esperanza Sanchez Ruiz-Tello). Одновременно с
этим судья постановила, что обвиняемый не должен будет компенсировать
правообладателям нанесенный ущерб, поскольку установить размер этого
ущерба невозможно. Об этом сообщил испанский блог Elotrolado со ссылкой
на мотивационную часть судебного решения, опубликованную в Сети.
Приговор
касался действий местного жителя, занимавшегося продажей пиратских
копий аудио- и видеозаписей, скачанных из интернета. Истцом в процессе
выступала испанская ассоциация производителей аудиозаписей AFYVEЕ, имя
ответчика в опубликованном документе не указано.
Пожалуй, это
первый случай, когда суд страны, входящей в ВТО, вынес настолько щадящий
приговор по «пиратскому делу». Факт отказа правообладателям в
возмещении ущерба судья Санчес обосновала тем, что «покупатель, который
приобретает пиратскую копию по низкой цене, вряд ли купил бы оригинал за
15-20 евро».
Кроме того, отмечает судья, «можно предположить,
что клиент, выслушав или просмотрев пиратскую копию, если она ему
понравится, может принять решение о покупке оригинала. Таким образом
нельзя сказать, что продажа пиратских копий наносит вред рынку
оригинального контента».
Стоит вспомнить, что в судебных исках к
активистам файлового обмена правообладатели предполагают, что
распространение каждой контрафактной копии должно им возмещаться по цене
оригинала, что приводит к несоразмерно крупным искам. Так, можно
вспомнить, как суд Миннеаполиса приговорил Джемми Томас-Рассет (Jammie
Thomas-Rasset) к выплате $1,9 млн за скачивание с помощью торрента 24
музыкальных треков, а суд Бостона присудил Джоэлу Тененбауму (Joel
Tenenbaum) штраф в $675 тыс. за 30 композиций.
Испания, в отличие
от США, славится интересными судебными решениями по отношению к
современным технологиям распространения информации. Так, в марте 2011 г.
судья Рауль Гарсия Орехудо (Raul N. García Orejudo) оправдал владельца
торрент-трекера Хесуса Гэрра (Jesus Guerra), на которого подало в суд
испанское общество авторов и издателей (SGAE: Sociedad General de
Autores y Editores).
Тогда судья заявил, что «Пиринговые
программы помогают обмениваться файлами между пользователями.
Предоставление ссылок на файлы и предоставление самих файлов это не одно
и тоже. Использование файлообменных сетей не является нарушением
авторским прав. Более того, нельзя судить человека, скачавшего
копирайтный материал, если он не использует его в коммерческих целях». В
отличие от нынешнего дела в Логронье, где обвиняемый пиратские копии
продавал, Хесус Гэрра не извлекал никакой прибыли из существования
своего сайта elrincondejesus.com.
Мнение о том, что пиратство не вредит медиа-индустрии, можно заметить и в среде самих правообладателей.
Новый
руководитель цифрового направления музыкального лейбла EMI Дуглас
Меррилл (Douglas Merrill), ранее занимавший пост ИТ-директора и
вице-президента по разработкам Google, на конференции CA Expo заявил,
что пираты были лучшими клиентами iTunes. «Есть данные, показывающие,
что файлообмен приносит пользу артистам. Может быть, мы не должны
постоянно его пресекать».
Возможно, говоря это, Дуглас Меррилл имел в виду данные о покупках пиратами
легального контента, которые не вошли в официальный отчет IFPI
(Международная федерация производителей фонограмм, International
Federation of the Phonographic Industry).
Компания Jupiter Research, проводившая исследование, на котором основан отчет IFPI, опубликовала в Сети данные, не вошедшие в официальный документ. Согласно им, активисты файлообмена на 31% чаще, чем средние покупатели, приобретают в интернете единичные легальные композиции, на 33% чаще приобретают легальные музыкальные альбомы в Сети целиком, вдвое чаще платят за музыкальную подписку и на 60% чаще приобретают музыку для мобильных телефонов.