Прошедшее десятилетие в сфере IT знаменательно прорывами не столько в
технологическом плане, сколько в плане маркетинга и дальнейшего
разрастания методик и способов передачи данных. 90-е годы заложили
технологическую базу и философию развития. Большое количество сделанных в
этот период изобретений и открытий в нулевые стало доступно массовому
потребителю. Люди окончательно втянулись в информационно-технологическую
гонку, которая обещала стать прибыльной в будущем.
Прорыв
Microsoft в 90-е определил позицию пользователя начала нулевых. Массовый
потребитель оценил усилия Билла Гейтса и активно приобретал
PC-совместимые компьютеры и периферию, снабженную двумя свежими
операционными системами Windows 2000 и Windows Millennium. 2000-я
«Винда» стала родоначальницей нового поколения систем от Microsoft, а
«Линолеум» стал лебединой песней предыдущей системы Windows 95–98.
Начало
века ознаменовалось пришествием знаменитых процессоров Pentium 4 и
продолжением войны за рынки между двумя гигантами – Intel и AMD. С тех
пор технологии сильно вперед не двинулись. К концу десятилетия платформа
PC окончательно победила на массовом рынке персональных компьютеров,
похоронив архитектуру Apple благодаря удобству и низким ценам. Однако в
слотах персональных компьютеров остались те же элементы, что и 10 лет
назад. «Железо» стало работать быстрее и местами даже надежнее, а
производители и пользователи меряются количеством ядер в процессоре,
скоростью оперативки, объемами жестких дисков.
Сетевая
глобализация обеспечила поразительный рост пользователей сети Интернет.
По данным Internet World Stats, в декабре 2000 года в мире насчитывался
361 млн. пользователей, а в конце 2010-го – уже 2 млрд. В России
количество пользователей Сети увеличилось с 3 до 60 млн.
Прорыв
произошел в сознании людей: они быстро оценили возможности мобильной
связи и формировали запросы на ее модернизацию. В итоге сегодня одна
компания может предоставить весь спектр услуг связи: кабельный и
беспроводной доступ в Сеть, мобильную и стационарную телефонную связь,
IP-телефонию. При этом происходит взаимная интеграция систем, и можно
предположить, что через пять лет люди будут выбирать не способ обмена
данными, а только скорость.
Высокотехнологичная продукция
подешевела из-за совершенствования производственных мощностей и перехода
к аутсорсингу. Инженеры корпораций поработали над уменьшением размеров и
энергопотреблением устройств. В итоге на рынке стали появляться гибриды
– устройства, сочетающие в себе сразу несколько функций. Поначалу
гибридизация была принята потребителем со скепсисом, гаджеты давали
сбои, работали некорректно, и многие компании вовсе отказались от
производства «наладонников».
Нужна была мода, и она пришла со
стороны умиравшей компании Apple. Потерпев поражение от PC-совместимых
компьютеров, «яблочники» сделали ставку на начавшие входить в моду
MP3-плееры. iPod от Apple, появившийся на рубеже столетий, определил
лицо техники и тенденции развития на все нулевые. Компания Стива Джобса
попала в яблочко с плеером и стала развивать линейку «i». Потребитель
получил все – от ай-подов до чуть ли не «ай-горшков», беленьких с синим
свечением.
Конкуренты Apple быстро подтянулись, предлагая все
новые и новые устройства с разными наборами возможностей. Повышение
скоростей доступа в Интернет, появление беспроводных технологий
объединили в едином корпусе телефон, плеер, фото- и видеокамеры под
управлением единого процессора и операционной системы. Фактически PC
уменьшился до размеров мобильного телефона, не потеряв требуемой
функциональности, и «завернулся» в модный корпус.
Благодаря
технологическому буму 90-х нулевые стали временем повальной
компьютеризации. Это изменило стиль жизни среднестатистического жителя
планеты, скорость жизни, ее информационное наполнение. Благодаря
насыщению рынка недорогими информационными устройствами и максимальному
упрощению доступа к данным начиная с середины нулевых годов человечество
«сменило лицо на ай-фэйс».
В нулевые настало время социальных
веб-сетей, соединивших в себе опции микроблогинга, обмена данными,
сайтов знакомств, форумов по интересам и добавивших к этому нечто
принципиально новое: возможность самопрезентации через ленту друзей и
возможность восстановления и сохранения утраченных реальных контактов.
«Френды» – безусловно, одно из ключевых понятий нулевых, обозначающее
виртуальную аудиторию, на которую пользователь ориентирует свое
поведение в Сети.
Соцсети охватили миллионы, стали стоить
миллионы и зарабатывать миллионы. Их предшественник из 90-х, сайт
SixDegrees.com, оказался коммерчески провальным и закрылся на рубеже
столетий. Массовая интернетизация изменила все. В 2005 году сеть
MySpace, раскрученная рок-музыкантами, открывавшими в ней свои страницы
для общения с фанатами, была продана компании News Corporation за 580
млн. долл. Марк Цукерберг, основавший Facebook в середине нулевых, в 23
года стал миллиардером. Facebook, за считанные годы превратившийся из
веб-площадки для американских студентов в глобальный коммуникативный
феномен, готовит экспансию на азиатский и российский рынки и подумывает о
миллиарде пользователей.
Логику развития американских соцсетей
через расширение функций и возможностей повторяют их российские аналоги –
«Одноклассники» и «Вконтакте», буквально взорвавшие Рунет в 2007–2008
годах.
Соцсети произвели настоящую революцию как в организации
веб-сообществ, так и в картине мира в целом. Они показали наглядно, что
мир состоит из спонтанно возникающих сетей, а не устоявшихся групп, и
складывается вокруг людей, а не абстрактных интересов.
Нулевые
также породили феномен блога. Twitter и блогосфера стали конкурентами
традиционных СМИ как в скорости информирования, так и в скорости
порождения смыслов, интерпретации. Это привело к интеграции
традиционными массмедиа нового сетевого формата и кризису идентичности
СМИ, продолжающимся попыткам переосмыслить себя в условиях XXI века.