Эта статья появилась очень интересным образом. Не так давно для одного
нашего клиента – известного банка – в бюро делали аудит сайтов
конкурентов. В процессе работы меня поразило количество неудобных
интернет-представительств в банковском секторе. Будучи дилетантами в
этой сфере, мы с коллегами, как простые потребители, пытались оставить
заявку на кредит. С этой целью нами было протестировано около десяти
сайтов самых популярных банков, которые у всех на слуху. Чтобы
добраться до цели, практически на каждом ресурсе пришлось изучить много
лишней информации и пройти несколько подпунктов меню. И все равно
зачастую наш запрос так и не был удовлетворен.
Основная
проблема большинства банковских сайтов в интерфейсе – он настолько
неудобен, что в нем, наверно, с трудом разбирается сам его программист.
Почему-то в этой отрасли халатно относятся к юзабилити, забывая о том,
что сайтами пользуются обычные люди. Лишь немногие банки это уже поняли
и постепенно исправляют ошибки. Однако до сих пор даже на таких
"продвинутых" ресурсах трудно быстро найти вход в интернет-банк, где
можно управлять средствами своего лицевого счета в режиме онлайн.
Многие банки, желая сохранить консервативный имидж, забывают о
необходимости быть понятными клиентам. Они загромождают сайт огромным
количеством текстов, на некоторых сайтах отсутствуют даже такие
элементарные сервисы, как калькулятор.
Банковский ассортимент
продуктов и услуг достаточно обширен и сложен для понимания рядовых
обывателей, поэтому необходим тщательно продуманный интерфейс. В эпоху
тотальной нехватки времени у потребителей нет возможности изучить столь
подробную информацию. Вероятно, подобный контент адресован юридическим
лицам, но в этом случае на ресурсе нужно четко и в один клик
дифференцировать целевую аудиторию.
Каждый бренд мечтает
говорить со своей аудиторией на понятном ей языке. На этот счет сразу
припоминается старая ТВ-реклама "Альфа-банка", в которой банк
постарался вплотную приблизиться к народу, обсуждая свои кредитные
услуги с подростком, рабочим, "продвинутым технарем" и представителем
национальных меньшинств на их сленге. Жаль только, что большинство
банков не могут говорить тем же "народным" языком в режиме онлайн. А
ведь в эпоху Интернета это могло бы приносить если не основную, то
существенную часть прибыли.
У Интернета очень много
возможностей, и в банковской отрасли они крайне мало используются. У
банков могла бы быть прибыль гораздо больше. Совершенно не
приспособленный для клиентов интерфейс существенно понижает продажи. Мы
живем в эре упрощенных интерфейсов. Пользователя, который пришел
получить кредит, практически никогда не интересуют такие разделы, как
"инвесторы банка", "устав банка" и "законодательные нормативы". Всю эту
информацию можно разместить в одном разделе – "документация" – и
спрятать его подальше. На первую страницу нужно выносить то, что важно
при работе с людьми, например, информацию о преимуществах кредита,
форму для отправки интернет-заявки, клиентские отзывы о продуктах (даже
если они модерируемые). Также клиент должен знать, где и как можно
быстро погасить кредит, какими электронными средствами оплаты он может
воспользоваться (желательно предоставлять полный ассортимент).
Необходимо
также использовать социальные возможности Интернета, например,
установить публичную справочную службу в режиме онлайн. Очень важно в
несколько кликов предложить клиенту онлайн-заявку, где он смог бы
оставить все свои данные и получить предварительный ответ, на какую
сумму кредита он может рассчитывать или какую выгоду от вклада получит.
Заполненная заявка – уже наполовину заключенная сделка.
Не нужно
бояться быть простыми, простота располагает к доверию. Если вы опишите
все свои услуги лаконично и прямо, если есть возможность быстро
установить индивидуальный контакт, то интернет-представительство вашего
банка будет обречено на успех.
Текст: Василий Пирогов, директор web-студии "Бюро Пирогова"