Главная » 2010»Апрель»23 » Почему мы не заметим будущий Chatroulette или Как спасти русский рынок стартапов
10:12
Почему мы не заметим будущий Chatroulette или Как спасти русский рынок стартапов
Завершившийся на прошлых выходных Russian Startup Challenge высветил огромную проблему — непонимание между двумя основными участниками этого рынка, инвесторами и самими стартаперами.
Многие привыкли, не вникая, громко заявлять на каждом углу: «В России
нормальных стартапов нет, мы все берем с Запада, и совершенно не в
состоянии ничего хорошего придумать». Разумеется, это НЕПРАВДА. Уровень
большинства финалистов Challenge ничуть не хуже тех проектов, которые
участвуют в известных конкурсах TechCrunch или YCombinator. Однако,
например, проект task.ly, который сейчас (вполне заслуженно) входит в
шорт-листы нескольких крупных европейских стартап-фондов, вызвал на
конкурсе далеко не однозначную реакцию.
О чем это говорит? О том, что инвесторы или эксперты не те? Рунет
плохой? Стартапы «неправильные»? Однозначно — нет. Это говорит о некой
«системной ошибке» российского рынка стартапов.
У рынка в нашей стране уже есть своя история, конечно, не во всем
светлая и безоблачная. Да, были и есть плохие идеи и плохие стартапы от
начала и до конца (принцип 80/20, а то и 90/10 работает в любой части
света). НО: есть и неплохие, даже отличные идеи, которые стартаперы по
разным причинам никак не могут упаковать в форму, понятную и
привлекательную для бизнес-ангелов. В результате хорошие идеи порой не
только не получают инвестиций, но умирают на первом же году жизни.
Покупателей стартапов и экспертов рынка можно понять. Бесконечная
вереница то ли плохих, то ли необученных стартаперов окончательно
замылила глаза и лишила нас последних шансов на то, что мы заметим
настоящий будущий Google или хотя бы Chatroulette (дали бы Терновскому
денег, если бы он обратился не к родителям, а к профессиональным
инвесторам? Вряд ли …). Но с другой стороны, мы могли бы видеть на
стартап-встречах значительно больше качественных и интересных проектов,
если бы не 100% уверенность их создателей, что они услышат в свой адрес
только жесткую критику, пусть даже в чем-то справедливую.
Беда в том, что на словах до последнего времени декларировали помощь
стартапам многие, но на деле ее было очень мало. Бизнес-ангелы и
венчуры сразу «на входе» хотят гениальных проектов, площадки для
смотров – «жестких» бизнес –линчей проектов (на них так любит смотреть
публика), проекты – больших денег, государство – инновационного
отечественного бизнеса. Но на замкнутый круг «неумелый, но талантливый
стартапер» <== ==> «усталый, одуревший инвестор» практически
никто не обращает внимания, и уж тем более не пытается его разорвать.
К счастью, сейчас ситуация начинает меняться: многие компании-участники
рынка – в их числе Microsoft, РВК, некоторые венчурные фонды – начинают
реализовывать различные обучающие инициативы для создателей стартапов.
Наша цель, как организаторов Russian Startup Challenge – выстроить на
базе этого мероприятия и площадки StartupPoint c помощью тех, кто
думает так же, как мы, единую платформу для всех российских
стартаперов, которая позволила бы им научиться говорить на одном языке
с профессиональными инвесторами.
И несколько слов о самом Russian Startup Challenge. Он получился именно
таким, каков сегодня российский рынок стартапов – не лучше и не хуже.
Мы хотели создать мероприятие, которое стало бы максимально объективным
индикатором состояния отрасли – кажется, у нас это получилось.
Безусловно, в следующем году Russian Startup Challenge состоится снова.
И каким он будет, зависит от самих инвесторов (да, от них тоже!) и
создателей стартапов, от того, начнут ли они, наконец, искать пути к
взаимопониманию. Просто задумайтесь об этом. P.S. Кстати, финалистами Russian Startup Challenge стали Cloudmach, Finobox, Katmandoo, Livecodes, Pliq_me, TimePad и task.ly.
Russian Startup Challenge — ежегодный общероссийский конкурс, который
дает отечественным Интернет- и IT-стартапам уникальный шанс
презентовать свои идеи и разработки настоящим гуру в сфере высоких
технологий. Главное в этом конкурсе — не награды или денежные призы, а
возможность получить «обратную связь» от успешных бизнесменов, каждый
из которых потенциально заинтересован в финансировании перспективных
проектов. Впервые Russian Startup Challenge был проведен в 2010 году,
организатор конкурса — сообщество стартаперов и инвесторов StartupPoint
(www.startuppoint.ru).