Пятница, 22.11.2024, 21:05, Ваш IP-Адрес 18.223.206.84
ПИРОЖОК
Главная Мой профильРегистрация

Выход
Вход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
Реклама
Категории раздела
Игры on-line [15]
Игры on-line, во что можно поиграть on-line?, Игры которые потребляют мало трафика, браузерные игры
Хакеры и взломы! [35]
Хакеры в мире, взломы, советы по взломам, Anonymous
Новости [168]
Новости софта, интернета, ИТ и игр
Видео [19]
Обучающее, видеоновости, приколы
Поиск по Сайту
Форма входа
 
Главная » 2010 » Октябрь » 19 » Похоже, что Facebook - новое русское слово года
07:41
Похоже, что Facebook - новое русское слово года
Facebook победит Вконтакте

Похоже, что Facebook - новое русское слово года. Количество кнопок Like (они же «Мне нравится») на страницах российских интернет-медиа растет так быстро, что это заметно невооруженному глазу. Отдельные горячие головы даже прочат этой социальной сети скорую победу над «Вконтакте» - однако до этого, пожалуй, еще пройдет сколько-то времени.

Тем не менее рост аудитории русского Facebook за последние полгода выглядит вот так:



Общая численность отечественных пользователей уверенно подбирается к двум миллионам. И, несмотря на то что по общему количеству пользователей мы находимся на 46-м месте, по темпам роста аудитории Россия занимает 12-е. Понятно, что это ситуация начального проникновения на рынок: Facebook начал работу в России в этом году. «Вконтакте» принято считать основным его конкурентом. Это во многих отношениях правда, но не во всех. Нужно сказать, что с европейскими конкурентами сети Facebook в основном удалось разобраться. В частности, в начале этого года серьезные проблемы стала испытывать германская социальная сеть StudiVZ, позиции которой, казалось, трудно поколебать. Вместе с Россией в последнее время уверенно растет аудитория Facebook во многих восточноевропейских странах, в частности в Румынии, Венгрии и Польше. Если судить по этим тенденциям, да и вообще принять во внимание, что бороться с крупной транснациональной корпорацией без заградительных тарифов и вмешательства государства особого смысла нет, то бывшей DST (которая теперь, если кто не знает, еще и Mail.Ru Group) следовало бы продать свою долю во «Вконтакте» (вроде бы 30%) и прикупить еще Facebook, 10% акций которого ей и так принадлежат.

В реальности все, видимо, не так просто. Основное затруднение состоит в том, что «Вконтакте» для большой (очень большой) части пользователей - не социальная сеть или не только социальная сеть. Зарегистрированные пользователи получают на самом деле возможность просматривать и прослушивать онлайн огромное количество контрафактного видео и аудио. Насколько мне известно, открытых (а возможно, что и закрытых) данных о том, зачем пользователи «Вконтакте» туда ходят, не существует, но подозреваю, что возможность беспрепятственно получать контрафакт в диапазоне от редкого авторского кино до самой обычной (или необычной) порнографии - далеко не последняя мотивация. Facebook же, будучи компанией американской, ничего такого себе позволить не может: видео туда помещается только очень короткое, а аудиофайл вообще толком не вставишь. Так что вот первая сложность: Facebook конкурирует не с социальной сетью, а с чем-то иным. Социальная же функциональность «Вконтакте» и для пользователей, и для рекламодателя - это примерно как дисковый телефон 1980 года выпуска по сравнению со смартфоном. И если борьба тов. Акопова увенчается успехом, сети «Вконтакте» не станет за год, максимум за полтора. Есть подозрение, что это понимают все - и руководство обеих социальных сетей, и Акопов, и, что самое интересное, структуры DST.

Эти самые структуры DST, как бы они ни назывались, являются, кстати говоря, акционерами обеих компаний. Пока «Вконтакте» несет свои более или менее золотые яйца, резать его как-то глупо. Однако понятно, что в какой-то момент выбор придется делать. И тут возникает третий аспект этой запутанной ситуации: транснациональная корпорация далеко не всегда одерживает верх над локальным конкурентом. Хорошим примером является Google, так и не вышедший на первое место в России и Китае, где он не смог одолеть соответственно «Яндекс» и Baidu. О том, почему это произошло, можно долго рассуждать. Во-первых, понятно, что в Китае не обошлось без, мягко говоря, протекционизма. Без него не обходится и в России: всем памятно, как ФАС заблокировала сделку по продаже «Бегуна». Мы упоминаем о протекционизме не с целью принизить заслуги разработчиков «Яндекса», упаси бог. Но если о значимости поиска для так называемой «национальной безопасности» государство задумалось только по результатам войны в Грузии, жертвой которой в итоге пал рейтинг блогов «Яндекса», то с социальными сетями всё гораздо прозрачнее. Пока проникновение Facebook исчерпывается 3% интернет-аудитории и 1,3% населения, вряд ли приходится ожидать каких-то правительственных мер. Однако если эти показатели существенно вырастут, «Вконтакте» вполне может оказаться государству роднее американской социальной сети.

Все это, впрочем, кажется мышиной возней на фоне грядущей революции планетарного масштаба. Вопрос о том, чем закончится конкуренция «Вконтакте» и Facebook, на этом фоне имеет, мягко говоря, локальное значение. Насколько сам Facebook вообще является социальной сетью? На впечатляющую статистику Facebook можно посмотреть здесь - чтобы составить себе общее представление о масштабах явления, которые в России, кажется, не всем до конца ясны. В частности, 16 марта сего года впервые появилось сообщение о том, что Facebook обогнал Google в США: на первый пришлось 7,07% выходов в интернет, на Google - 7,03%. Дело, разумеется, не в посещениях. Google и Facebook давно являются соперниками на рынке, условно говоря, онлайн-паспортов. Июльское исследование JanRain демонстрирует, что пользователи пользуются в основном механизмами аутентификации, предлагаемыми той или другой компанией (38,5% Google против 23,1% Facebook). Facebook уже обогнал Google по количеству просматриваемых страниц. Наконец, в конце августа этого года патентное ведомство США одобрило заявку Facebook на регистрацию социального поиска (это значит, что результаты поиска ранжируются с учетом того, сколько раз эту ссылку кликнули «друзья» пользователя - непосредственные, друзья друзей и т.д). Поиск по самим записям Facebook при этом пока отдан конкуренту Google - поисковику Bing от Microsoft.

Тут необходимо некоторое отступление. Google, если кто помнит, был, вообще говоря, не всегда. Чтобы прийти к нынешнему состоянию, когда компания контролирует 65% поисковых запросов, понадобилось изобрести Google page rank - алгоритм ранжирования страниц в зависимости от количества ссылок, которые на эти страницы ведут, и «качества» этих ссылок: очень грубо говоря, ссылка на ваш блог с Gazetа.Ru - это одно, а с другого блога, у которого пять читателей, - совсем другое. С тех пор утекло много воды: нынешний алгоритм использует около двухсот параметров. С другой стороны, огромное количество людей работают над тем, чтобы сбить этот алгоритм с толку, оптимизируя свои сайты именно для поисковых машин, вовлекая Google в своеобразную гонку вооружений, которая, в принципе, могла бы длиться довольно долго - наподобие позиционной войны за релевантность результатов поиска.

Появление в начале этого года кнопки Like полностью меняет расклад. По сути дела, теперь не поисковый бот, а сами пользователи занимаются ранжированием контента. Масштабы довольно серьезные: через два с половиной месяца, после того как эта функция была представлена пользователям, Facebook ежедневно обрабатывал уже три миллиарда ее нажатий на более чем 400 тысячах сайтов. Теперь попроще: представим себе, что Facebook уже запустил свой поисковик. Вы ищете «Таиланд», собираясь поехать туда на Новый год. Facebook уже знает, что вы много путешествуете, - то ли потому, что вы пользуетесь мобильным вариантом сайта через GPRS, то ли потому, что у вас установлено приложение типа «города, в которых я побывал». Таким образом, он в первую очередь готовится выдать вам не статью в «Википедии», а travel-сайты. Далее, известно, что вы чаще нажимаете кнопку Like на сайтах для независимых путешественников, а не на сайтах турфирм. Круг сужается. Кроме того, вы пару раз давали ссылки на сайты для поиска недорогих авиабилетов (или у вас в Facebook установлено приложение одного из таких сайтов). Ваши друзья часто нажимали кнопку Like на отчетах о путешествиях в Азию. Где вы живете, Facebook знает и так. В выдаче результатов поиска вы видите все, что необходимо вам для планирования самостоятельной поездки: отчеты других туристов; сайты, торгующие авиабилетами; сайты, позволяющие забронировать гостиницу. Турфирмы, энциклопедии и рецепты приготовления зеленого карри оказываются отсеяны.

Google постоянно пытается ввести нечто подобное: для этого придуман Google Buzz, функция Note in Reader и так далее. С той же целью была произведена попытка ввести функцию редактирования результатов поиска непосредственно на странице выдачи (насколько можно судить, не слишком удачная). Брин с Пейджем, понятно, еще могут нас удивить, но похоже, что поезд этот стремительно уходит. Отвечая на поставленный выше вопрос: Facebook пока еще является в основном социальной сетью, однако стремительно (кнопки Like генерируют обратный трафик из Facebook на ваш сайт) становится огромной, планетарного масштаба системой ранжирования контента самими пользователями: это и есть Web 3.0, разговоры о котором шли еще три-четыре года назад. И пришел этот самый Web 3.0 откуда не ждали.

Описанный сюжет порождает огромное количество вопросов. Во-первых, пока эта машинерия плохо защищена от попыток «оптимизации» результатов ранжирования спамерами в свою пользу, соответствующие услуги «лайк-ферм» уже продаются на рынке. Далее встает вопрос о приватности, т.е. не сегодня встает, но проблематика выходит некоторым образом на новый уровень. В-третьих, ясно, что та же технология годится (и используется) для таргетирования рекламы, и если бы только собственно рекламы. В-четвертых... Статья и так вышла слишком длинная.

Напоследок только одно. Даже если вы очень далеки от интернет-бизнеса, даже если вы очень далеки от бизнеса и даже если интернет вас вообще не слишком интересует - следите за тем, что происходит с Facebook. Это важно.

Владимир Санин, OpenSpace.ru
Просмотров: 701 | Добавил: Voik | Теги: рейтинг, В России, Facebook против Вконтакте | Рейтинг: 5.0/1
ПИРОЖОК © 2024
Облако тегов
Реклама
Хостинг
Hostenko — лучший WordPress-хостинг
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Хостинг от uCoz