Россияне стали более активно участвовать в киберсквоттинге - за
последний год на российских сквоттеров жаловались чаще, чем прежде.
Общее число случаев неправомочного присвоения доменных имен в Интернете
несколько сократилось, хотя масса известнейших компаний так или иначе
столкнулась с деятельностью киберсквоттеров. В последнее время
захватчиков особенно интересовал футбол - в связи с предстоящим
Чемпионатом мира в ЮАР. Россияне стали чаще захватывать
домены, хотя общее число случаев киберсквоттинга - неправомочного
присвоения доменных имен в Интернете – в мире в прошлом году несколько
сократилось. Об этом свидетельствуют данные статистики за 2009 год,
обнародованные накануне Всемирной организацией интеллектуальной
собственности ООН (ВОИС).
Киберсквоттинг (от английского
cybersquatting - незаконный захват в киберпространстве) - это
приобретение доменных имен, созвучных названиям известных корпораций
или фамилиям знаменитостей, с целью дальнейшей перепродажи, причем
часто этим же самым корпорациям и известным людям, или для размещения
рекламы. Во многих странах предусмотрена ответственность за такую
деятельность, однако зачастую законные владельцы фирменных наименований
или фамилий предпочитают выкупать «захваченные» названия сайтов, а не
судиться с киберсквоттером. ВОИС установила практику разрешения
споров между владельцами торговых марок и теми, кто зарегистрировал на
себя созвучные им доменные имена; в результате издержки, которые несут
обе стороны в споре, оказываются существенно ниже тех, которые
возникают в результате разбирательств в национальных судах. В
этом году в ВОИС поступило 2107 жалоб на сквотеров, что почти на 10%
ниже прошлогоднего показателя - 2329. Однако в то же время участились
жалобы на российских сквоттеров, в итоге за прошлый год Россия стала
12-ой в списке пятнадцати стран-лидеров по киберзахватам,
поднявшись на одну строчку выше, чем прежде. За десять лет, с 1999 по
2009, против российских сквотеров была подана 251 заявка (в прошлом
году этот показатель составлял 207). Таким образом, доля России в
мировом объеме интернет-захватов составила 1,48%, отмечает ВОИС.
Лидируют в списке количества киберзахватов США, причем с огромным
отрывом от остальных: на Америку приходится 6536 дел, или 38,5% от всех
жалоб, поданных в арбитражный центр ВОИС. Вторая - Великобритания, на
которую за десять лет пожаловались 1428 раз (8,4%). Замыкает тройку
Китай с 940 делами (5,5%). Россия соседствует в списке с
Германией (11 место - 262 жалобы за 10 лет) и Италией (13-е место - 244
жалобы). Кроме того, в топ-15 киберсквоттинга вошли также Канада,
Испания, Южная Корея, Франция, Австралия, Нидерланды, Индия, Швейцария
и Панама. В этом году, по данным ВОИС, киберсквоттеров весьма
интересовала футбольная тема – очевидно, в связи с предстоящим
Чемпионатом мира в ЮАР. Самым громким делом стало рассмотрение
коллективной жалобы пяти клубов английской премьер-лиги - «Фулхэм»,
«Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед», «Тоттенхэм» и «Вест Хэм». Они подали
иск к некоему человеку, занимавшемуся продажей билетов на футбольные
матчи, в том числе и мирового первенства, через созданные им сайты с
упоминанием названий этих клубов. По мнению клубов, таким образом
происходило незаконное использование брэндов с целью получения прибыли.
Решение было вынесено в пользу истцов. От «футбольных»
киберсквоттеров пострадала даже организатор Чемпионата мира-2010 -
ФИФА, которая обнаружила, что сайт fifaworldcup2010.com был уже кем-то
зарегистрирован. С помощью ВОИС ситуация была урегулирована. Жалобы на
сквотеров в ВОИС подавали также Федерация футбола ЮАР, итальянский
футбольный клуб «Милан» и британский «Манчестер». Что касается
других тем, интересующих киберсвоттеров, то чаще всего захватчиков
интересуют названия компаний, продукция или услуги которых имеют
наибольший спрос. Так, почти 10% самозахватов за год касались названий
фирм в области биотехнологий и фармацевтики, а также: финансовых
структур и банков, сферы Интернета и высоких технологий, магазинов
розничной торговли, производителей продуктов питания и ресторанов,
индустрии развлечений, моды, СМИ и издательского дела, гостиниц и
турагентств, телекоммуникационного бизнеса, электроники, автомобилей,
тяжелой промышленности и машиностроения, транспорта, спорта, страхования, производства и продажи предметов роскоши.
В 2009 году от сквоттеров пострадало огромное число всемирно известных
брэндов. Жалобы в ВОИС поступали от таких крупных компаний, как British
Airways, Delta, Lufthansa, Audi, BMW, Porsche, DHL и UPS. В сфере СМИ
киберсквоттинг коснулся лидера американского телерынка CBS,
музыкального канала MTV, а также популярного во Франции Canal+.
Пострадали фармацевтические компании Bayer, Pfizer, Eli Lilly,
Hoffman-La Roche. В сфере высоких технологий и Интернета сквоттеры
задели Deutsche Telecom, eBay, Google, Intel, Microsoft,
Oracle, Research in Motion's BlackBerry, Samsung, Siemens,
SonyEricsson. В пищевой промышленности - Coca-Cola, Chivas Borthers,
PepsiCo, Danone, Nestle. В индустрии моды - Burberry, Cartier, Chanel,
Christian Dior, Faberge, Lacoste, Lancome, L'OREAL, Louis Vuitton,
Ralph Lauren, The Gap, Tiffany. Иски против сковоттеров в
арбитраж ВОИС подавались от имени Пласидо Доминго, правообладателей
имени Джима Моррисона, Британским музеем, кинокомпанией XX Century Fox.
В сфере финансов на захваты жаловались крупный банк HSBC, международная
платежная система MasterCard, электронная биржа NASDAQ. В
промышленности проблема киберсквотинга затронула таких гигантов, как
Electrolux, General Electric и Komatsu. В гостиничном бизнесе -
Sheraton International и Inter-Continental Hotels. По материалам: SecurityLab
|