В Москве прошла традиционная осенняя конференция для всех, кто так или
иначе связан с интернет-бизнесом, – Russian Internet Week.
На
секциях поднимали самые актуальные проблемы современного интернета —
темы, связанные с безопасностью детей в сети, будущего интернет-СМИ,
кадрового рынка, доменного бизнеса и т.д. Вот некоторые яркие моменты
конференции.
По традиции начали с цифр — какой он, сегодняшний
Рунет? Ежемесячно в сети бывает 60 млн человек, рассказал Павел Лебедев
из Фонда общественного мнения (ФОМ). (В прошлом году было 44 млн.) 21
млн выходит в сеть с мобильного телефона. Очевидно, что за счет
мобильной аудитории и будет расти аудитория интернета. Увеличивается
доля сел, небольших городов, потенциал роста сети – в регионах, 4 из 10
пользователей проживают там. Интенсивно растет использование интернета
дома. 18 млн работают дома по Wi-Fi. В 21 субъекте России проникновение
интернета выше 50%, год назад такую планку преодолело только 8
субъектов.
Основные источники информации для населения (по
результатам опроса людей, не подсчет количества пользователей):
телевизор (92%), печатные СМИ (28%), интернет-СМИ (21%), радио (18%),
разговоры со знакомыми (14%), социальные сети (7%). Интернет, как мы
видим, в тройке источников информации для людей. Пользователей волнует
здоровье и спорт, экономика, бизнес, финансы, юмор, развлечения, игры,
сельское хозяйство, политика, построение личных отношений, международные
отношения и др.
О том, что рост интернета замедляется, говорил и
Михаил Райбман, директор по работе с рекламными агентствами, TNS
Россия. В TNS тоже считают, что рост сети будет происходит за счет
городов с населением меньше 100 тысяч. Например, там только 7% людей в
возрасте 55 и старше пользовались интернетом, только 32% были в сети из
группы в возрасте 35-54. И в, пожалуй, самой лакомой группе – 25-34 – аж
39% еще не охвачены всемирной паутиной.
Интересная тенденция,
которая, впрочем легко объяснима: уникальные посетители растут быстрее,
чем количество живых пользователей. 272 млн против 60 млн реальных
людей. Такая разница в цифрах объясняется тем, что человек в течение дня
пользуется разными устройствами для выхода в сеть: мобильным телефоном,
планшетом, рабочим компьютером, домашним ноутбуком и т.д.
20 дней в интернете
Растет
число дней, проведенных в интернете: так в сентябре 2008 речь шла о 16
днях, а в сентябре этого года — уже 20 дней. В сентябре 50%времени в
сети пользователи провели на топ-10 ресурсах, среди которых лидируют
Яндекс, Mail.ru и ВКонтакте. Набирают популярность купонные сервисы,
причем взлет посещаемости происходит после рекламной кампании сервисов.
7
из 10 человек в сутки смотрит телевизор, 5 из 10 — выходят в интернет.
При этом эксперты в очередной раз упомянули, что сидение перед
телевизором может быть пассивным, телепрограмма может идти фоном, а вот в
интернете человек демонстрирует активное поведение. Сидение перед
экраном превалирует по длительности над пользованием интернета. Молодые
(12-24) 218 минут уделяют телевизору, 87 минут — сети, люди постарше
(25-34) уже 265 минут смотрят передачи, но больше сидят и в интернете —
101 минуту. Самые взрослые представители смотрят много телевизора и
почти не пользуются интернетом.
Не знаю, что можно, что нельзя
37
млн россиян потребляют медиа-контент в сети, посчитали в ФОМ. Больше
всего людей видео смотрят, следующая группа, чуть поменьше, его
скачивает, затем идут любители аудио, интернет-телевидения и в самом
конце — интернет-радио. Специалисты ФОМ спросили у людей, приходилось ли
им сталкиваться с предупреждением о том, что правообладатель запрещает
просмотр, скачивание аудио или видео. 51% ответили нет, 41% — да, 8% не
выбрали ни первое, ни второе.
Каждый второй пользователь сети не
различает легальное и нелегальное в сети. Мужчины разбираются с этим
проще, чем женщины, молодежь — легче, чем люди в возрасте. При этом, к
огорчению правообладателей, платить за контент готовы только 24%
опрошенных, а 43% — против.
Те, кто платить готов, при этом хотят
более высокое качество, надежность, безопасность. Гораздо меньше тех,
кто думает о законах. Не менее интересна мотивация тех, кто открывать
кошелек не хочет. Они ссылаются на то, что у них нет денег, не видят
смысла платить, раз это же можно взять бесплатно, не видят разницы. Самый интересный ответ: «Я оплачиваю интернет, этого достаточно».
Неправильные правила
Очень
горячей получилась секция о доменах, там пытались поговорить о новых
правилах регистрации имен в зонах RU и РФ, которые поспешно принял
недавно Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ).
Оперативность связана с тем, что скоро будет год, как началась
регистрация в домене РФ, и ожидается, что многие домены не будут
продлены, соответственно, их смогут зарегистрировать все желающие. Якобы
радея за простого пользователя, решили отменить аукцион освобождающихся
доменов, который практикуют некоторые регистраторы, отдав предпочтение
принципу – первому обратившемуся. То есть, если вы хотите, например,
освобождающийся домен Город.рф, вы подаете заявку, и если она оказалась
первой, домен достается вам.
Но это нововведение не решает
проблему с киберскоттерами. Вместе с вами домен Город.рф захочет
получить еще несколько человек, вооруженных специальными программными
комплексами, которые не идут ни в какое сравнение с традиционными
действиями пользователя в клиентской админке регистратора. Аукцион и
придумали, чтобы избежать принципа «кто быстрее достучиться до реестра»,
а вместо этого дать всем равные возможности. Причем аукцион – не
российская забава, его практикуют и такие монстры зарубежного доменного
бизнеса, как GoDaddy, например.
В правилах так же нет раздела о
доменных спорах, когда несколько человек не поделили домен, или компания
сочла, что ее бренд используется недобросовестно. «Своими действиями
разработчики новых правил регистрации доменов не просто ущемляют
интересы правообладателей объектов интеллектуальной собственности, но и
«отбрасывают» правила регистрации на десять лет назад, когда в
регламенте РосНИИРОС не был предусмотрен порядок аннулирования
регистрации доменных имен по решению суда, — говорится на сайте
регистратора RU-CENTER, который выступает за доработку правил, — Тогда,
даже выиграв судебные процессы, правообладатели не могли добиться от
регистраторов исполнения судебных решений, чем активно пользовались
киберсквоттеры».
Как стать популярным на YouTube?
Компания
AllMind исследовала самые просматриваемые ролики за всю историю YouTube
(21) и представила результаты на RIW: выяснилось, что у всех роликов
было 6,2 млрд просмотров (а 7 млрд — это население земли). Выяснили, что
главный герой суперхита на YouTube это, скорее, мужчина (49%), а не
женщина (38%) и не ребенок (13%), 57% героев прославились в оффлайне,
43% — в онлайне, уже после ролика. 80% такого видео — это
профессиональный контент, 20% — любительский. 91% — постановочные
съемки, 9% — случайные. Категории, в которые были загружены ролики: 76% —
музыка, 17% — юмор, 4% — обучение и стиль, 3% — люди и блоги. Суперхиты
содержат (в порядке убывания) песни, клип, танцы, любовь, эротический
подтекст, юмор и т.д.
Хочешь домен — отправь смс
По новым
правилам, делегировать домен будут только после того, как клиент
свяжется с регистратором через смс-сообщение. То есть человека обяжут
связать со своим договором на домен номер мобильного (раньше было
достаточно любого номера телефона, и этот номер никто не проверял).
Неизвестно, не вылезет ли потом этот телефон в открытых данных сервиса
WhoIs, который может рассказать всему миру, какое имя кому принадлежит и
как с владельцем можно связаться. Это особенно интересно на фоне
набирающей на западе популярность услуге — убрать данные человека из
всех баз, предоставив вместо этого контакт регистратора, чтобы дать ему
максимум приватности.
Толкового разговора на секции RIW на эту
тему не получилось, эксперты демонстрировали эмоции в духе: «Я от вас
никаких писем не получал».
Малышам — отдельный вход в .ДЕТИ
Средний
возраст, когда дети начинают пользоваться интернетом, — 10 лет. И
где-то до 12 лет — это самая уязвимая аудитория для интернет-угроз,
подумали в Координационном центре и решили создать домен .ДЕТИ, чтобы, с
одной стороны, развивать востребованное направление — детскую тематику —
а с другой, видимо, зарабатывать на этом, ибо родители, как известно,
легко открывают карман, когда дело касается их чад.
Бороться с
неприемлемым для детей контентом пытались многие. В последнее время
разговоры о том, что нужно все запретить, поставить всевозможные фильтры
или заставить хостер-провайдеров следить за контентом на их площадках,
сменили тональность. Нужно не запрещать, а создавать что-то новое, новую
среду, безопасную и интересную, причем второе слово здесь не менее
важно, чем первое. В рамках этой темы и был придуман проект домена
.ДЕТИ.
Это стало возможным, когда ICANN, организация, отвечающая
за адресное пространство, разрешила компаниям, городам и группам лиц
создавать собственные доменные зоны. (Так, сейчас думают над
доменами.MOSCOW и.МОСКВА.) Создать новую зону — недешевое удовольствие,
один взнос за подачу заявки в ICANN стоит $185 тыс., но у КЦ будут
спонсоры и собственные деньги на этот проект, поэтому велика
вероятность, что замысел действительно воплотится в жизнь.
В
домен .ДЕТИ переедут все качественные сайты, предназначенные для самых
маленьких. Там будут появляться и новые ресурсы. Но перед тем, как
получить имя в новой зоне, нужно будет пройти проверку, как именно будут
«взвешивать» площадки — пока неизвестно.
Если все получится,
родители, открывая детям доступ к сайтам с окончанием .ДЕТИ, буду
уверены, что ничего плохого их наследники там не встретят. Возможно,
этот проект действительно будет еще и стимулировать детскую сферу
интернета, потому что пока в сети не так уж много действительно хороших
сайтов для малышей, и родители скорее дают им iPhone и iPad, чем
собственный компьютер с окном в мир.
Топ-10 ресурсов
Яндекс
Mail.ru
Vkontakte.ru
Одноклассники
Google
Rambler
Youtube
Wikipedia.org
Gismeteo.ru
Livejournal.com