Идея, реализованная в blekko, проста — невозможно создать поисковик,
который подходил бы всем. Поэтому у каждого должна быть возможность
влиять на результаты поиска. Наш материал — о самой амбициозной новой
поисковой системе последних десяти лет
В октябре этого года
компания «Яндекс» сообщила об инвестировании 15 млн долларов в новую
поисковую систему blekko. Генеральный директор и основатель «Яндекса»
Аркадий Волож даже вошел в совет директоров одноименной американской
компании, запустившей поисковик. Чем же этот стартап заинтересовал самую
крупную поисковую систему России? И чем он может быть интересен нам,
пользователям, уже давно привыкшим доверять поиск информации «Яндексу» и
Google?
С того момента, как Ларри Пейдж и Сергей Брин завоевали
мир со своим поисковиком, были созданы тысячи поисковых стартапов. Лишь
немногим из них удавалось получить некоторую известность, но не более. И
вдруг около года назад, в октябре 2010 года, в Интернете появляется
blekko — очень амбициозная поисковая система, которая по-настоящему
хочет противопоставить себя Google и Bing. Причем упор сделан вовсе не
на дизайн и не на способ представления результатов поиска, а на
содержимое выдачи. blekko хочет отличаться от именитых поисковиков
отсутствием в результатах поиска спама, вредоносных сайтов и
контент-ферм. Достигается это за счет использования слештегов, которые
хорошо знакомы, скажем, пользователям Twitter.
Основатель
компании blekko — Ричард Скрента (Richard «Rich» Skrenta), опытный
программист, который известен тем, что в 1982 году, будучи еще
студентом, написал вирус Elk Cloner для компьютеров Apple II. Считается,
что это — первый массовый вирус, который был способен распространяться
самостоятельно.
За более чем двадцать лет Скрента успел
поработать в компаниях Amiga Unix, Unix System Labs, Sun Microsystems и
Open Directory Project. После того как последний проект был приобретен
компанией Netscape, Скрента еще некоторое время работал над проектами
Netscape Search, AOL Music и AOL Shopping. Затем он основал собственный
проект Topix по сбору новостей из разных источников, который выгодно
продал в 2005 году. Последнее детище известного хакера — blekko.
Несмотря на то, что одноименная компания была создана еще в 2007 году,
открытое бета-тестирование поисковой системы началось только в конце
2010 года.
Для того чтобы прояснить свою позицию в
интернет-пространстве, создатели blekko разработали собственный «Билль о
правах веб-поиска». Поскольку он не слишком длинный, приведем его текст
полностью:
Поиск должен быть открытым;
На результаты поиска должны влиять люди;
Сведения о рейтингах сайтов не должны быть секретными;
Веб-данные должны быть легкодоступными;
Не существует такого алгоритма поиска, который подходил бы всем;
Расширенный поиск должен быть доступным;
Инструменты поискового движка должны быть открытыми для всех;
Поиск и сообщество должны идти рука об руку;
В результатах поиска не должно быть спама;
Должна соблюдаться конфиденциальность поисковых запросов.
Каждое
из этих утверждений находит воплощение в уже существующих или
планируемых функциях поисковика. Остановимся на основных из них
подробнее.
Использование слештегов
Слештеги применяются
для сужения области поиска. Именно благодаря слештегам появляется
возможность видеть в поисковой выдаче только сайты, отобранные вручную
экспертами в своей области, сообществами пользователей или же лично
вами.
Когда пользователь вводит в строке поиска запрос и
добавляет после него слештег, поиск выполняется только по тем ресурсам,
которые были связаны с этим тегом. С одной стороны, это ограничивает
область поиска, но в некоторых случаях благодаря этому можно быстрее
найти нужную информацию. Например, при помощи слештега /news можно
быстро выполнить поиск по новостным сайтам, а слештег /recipes позволит
найти способ приготовления блюда на кулинарных сайтах. Поисковик
предлагает сотни уже готовых слештегов. Просмотреть их список можно на
специальной странице.
Кроме слештегов, включающих тот или иной список сайтов, в blekko также есть те, которые выполняют определенные функции.
В одном поисковом запросе можно использовать сразу несколько слештегов, добиваясь тем самым еще более точных результатов поиска. Например, по запросу The Pirates! Band of Misfits /movies /date можно получить самую свежую информацию о новом анимационном фильме студии Aardman и узнать, что несколько дней назад был выпущен трейлер.
Как уже упоминалось выше, можно использовать слештеги, которые были добавлены другими пользователями, а также создавать собственные. В blekko реализован поиск по общедоступным слештегам других пользователей.
Для создания слештега нужно зарегистрироваться (да, для этого можно использовать свою учетную запись Facebook). Слештег включает название, ключевые слова, а также список сайтов, по которым будет выполняться поиск. Автор слештега может сделать его открытым, чтобы им могли пользоваться другие люди, или закрытым, только для себя. Кроме этого, есть возможность привлекать к редактированию своего слештега других пользователей blekko. Для этого нужно в его свойствах перечислить логины тех людей, которым разрешено вносить изменения в настройки слештега.
Не так давно создатели blekko предложили интересную игру. Введите поисковый запрос, добавьте тег /monte, и вы увидите три колонки с результатами поиска: в blekko, Google и bing. Пользователю предлагается просмотреть обнаруженные ссылки и выбрать ту колонку, результаты в которой более всего соответствуют тому, что он ожидал увидеть. Только после того, как пользователь делает выбор, над колонками появляются названия поисковых систем.
Быстрые ссылки
Рядом с заголовком каждой страницы в результатах поиска имеются ссылки, при помощи которых можно выполнять разнообразные действия. Нечто подобное есть в Google — наверняка каждый пользовался ссылкой, показывающей закешированную версию страницы.
В blekko таких ссылок около десяти, причем их набор время от времени изменяется. Например, когда поисковик был только-только запущен, возле каждой страницы в результатах поиска можно появлялась ссылка chatter, при помощи которой можно было кратко высказать свое мнение о сайте, и также ссылку tag, позволявшую описывать сайт при помощи ключевых слов. В настоящее же время этих ссылок нет, зато есть такие:
cache — функция, аналогичная имеющейся в Google. Показывает версию страницы, сохраненную на сервере blekko.
seo — открывает страницу со статистической информацией о сайте. Она может быть особенно интересна веб-мастерам. Среди доступных данных: сведения о количестве страниц, числе посетителей и их географической принадлежности, адрес файла robots.txt, наличие RSS-потока, количество видеофайлов, обнаруженных на страницах сайта, whois-данные, IP-адрес и так далее. Кроме этого, есть возможность ввести адрес второго сайта в специальное поле и сравнить результаты.
links — выводит список сайтов, которые ссылаются на веб-страницу.
ip –показывает IP-адрес сайта, а также дает возможность увидеть, какие еще сайты расположены на том же сервере.
spam — позволяет сообщить поисковику, что сайт является «мусорным». После щелчка по этой ссылке сайт навсегда исключается из ваших результатов поиска. Список сайтов, помеченных как спам, всегда можно просмотреть, используя слештег /имя пользователя/spam.
likes — позволяет просмотреть количество «лайков» для страницы, а также поставить свою отметку «Мне нравится».
dup — показывает страницы с таким же содержимым.
add — дает возможность быстро добавить страницу к одному из пользовательских слештегов.
site — выводит результаты поиска, найденные для введенного запроса только на выбранном сайте.
similar — делает то же самое, что одноименная функция Google, то есть показывает сайты, похожие по содержанию.
source — открывает HTML-код страницы.
info — показывает дополнительную информацию о сайте, если она доступна.
rss — ссылка показывается при наличии на странице RSS-потока. Дает возможность открыть ленту и подписаться на нее.
Если в общих результатах поиска обнаружилась страница, которая внесена в список одного из доступных слештегов, то тег будет отображен рядом со ссылками. Щелчок по нему даст возможность провести поиск только по сайтам с этим слештегом.
Заключение
Вне всякого сомнения, blekko — это очень интересный проект, заслуживающий пристального внимания не только со стороны пользователей, но и со стороны конкурентов. Пока что он функционирует в бета-режиме (об этом свидетельствует значок на его логотипе) и в нем можно найти немало недоработок. Если не использовать слештеги, то спама в результатах поиска едва ли не больше, чем в других поисковиках, а, скажем, по запросу «мама» на первой же странице обнаруживается порносайт.
К тому же пока что с помощью blekko имеет смысл искать только страницы на английском языке. Несмотря на то, что многие сайты на русском есть в индексе, поиск по ним ведется очень плохо. Например, на нашем сайте поисковик нашел всего лишь пять страниц с упоминанием google и ни одной, где встречалось бы слово canon. К тому же у blekko есть проблемы с кодировкой — заголовки и содержимое многих русскоязычных сайтов отображаются некорректно.
Одним словом, компании Ричарда Скренты еще есть над чем работать. Впрочем, также есть все основания предполагать, что инвестиции «Яндекса» и других крупных организаций не пропадут даром — проект действительно многообещающий. Его совсем не зря называют самым интересным новым поисковиком за последние 10 лет.