Рынок web-индустрии активно развивается, но четкой политики
ценообразования нет и не предвидится. За один и тот же сайт можно
заплатить и 200 000 руб., и 1,5 млн руб. Зависит от студии. О том, куда
уходят средства заказчика и на чем можно сэкономить при создании сайта,
рассказал Василий Пирогов.
Изготовлением
сайта занимается целая рабочая группа, от ее профессионального уровня
напрямую будет зависеть цена готовой работы. В классической
комплектации эта рабочая группа выглядит следующим образом:
проектировщик;
дизайнер;
арт-директор;
верстальщик;
ведущий программист;
программист;
менеджер проекта/тестировщик.
Все эти специалисты делают сайт по составным частям. Цена сайта состоит из суммы времени этих людей плюс прибыль и издержки.
Как распределяется бюджет?
Например, возьмем среднюю студию, в которой средний сайт стоит 500 000 руб. Эта цена складывается из комплекса работ:
1.
Техническое задание – разработка этого документа достаточно трудоемка,
но в результате мы получаем продуманный, полностью описанный сайт на
бумаге, который необходим для дизайнеров и программистов – 10% бюджета
(50 000 руб.).
2. Менеджмент проекта – 10% бюджета (50 000 руб.).
3.
Разработка дизайна сайта – зависит от количества страниц и от сложности
графики – одна четвертая часть бюджета (порядка 120 000 руб.).
4.
Верстка – готовый макет делят на маленькие части для последующей
компоновки текстовых и графических элементов на интернет-странице (20
000 руб.).
5. Программирование – дизайн и верстка ставятся на админку, чтобы сайт был управляемым (200 000 руб.).
6. Наполнение сайта контентом – 10 000 руб.
Нужно
отметить, что это весьма приблизительная структура распределения
бюджета, которая может меняться в зависимости от специфики проекта.
Например, при изготовлении интернет-магазина на программирование уйдет
чуть больше средств, чем на дизайн, а если заказывать промо-сайт, то,
наоборот – на дизайн уйдет гораздо больше.
Как сэкономить?
Если
хотите сэкономить много – смените студию на более дешевую. На данный
момент существует порядка ста активных веб-студий в ценовом сегменте от
100 000 руб. до 1 млн руб.
Можно попробовать сделать сайт за 100
000 руб. В этом случае студия будет работать примерно так: техническое
задание (ТЗ) не напишется, заявка – это максимум, на что можно
рассчитывать. Верстку, скорее всего, отдадут на фриланс, ведущий
программист и программист будут представлены в одном лице, тестировать
сайт придется самому менеджеру проекта. Ваша рабочая группа будет
состоять из дизайнера, программиста и менеджера проекта. Бюджет
распределится примерно следующим образом: 30 000 руб. – дизайн, 40 000
руб. – программирование, 10 000 руб. – менеджмент.
Экономия в
данном случае сомнительна. Отсутствие ТЗ чревато многократными срывами
сроков. Менеджеру проекта вряд ли удастся протестировать сайт
полностью. Дизайнер не в силах выполнить работу арт-директора –
привлечь целевую аудиторию и определить цели ее пребывания на сайте,
спрогнозировать коммерческую эффективность сайта.
Таким образом,
видно, что в данном случае риски значительно превышают экономию. Более
целесообразна экономия порядка 30% от средней рыночной стоимости. Вот
самые безболезненные способы:
1. Откажитесь от ненужных работ:
многие компании сами наполняют сайт контентом, отказываются от
некоторых дизайн-макетов и прорисовки, сокращают программную часть.
Например, если вам нужен простой сайт, а вам предлагают сделать сложные
личные кабинеты, то лучше отказаться от них в пользу экономии.
2.
Цену на сайт можно снизить за счет уменьшения времени приема работ. На
согласование дизайна тратится огромное количество времени, которое
могло бы уйти на разработку. Урезайте время согласования и вам спокойно
снизят цену: если вы дизайн примите с пятью правками, вам скинут
30-40%. Как ни странно, этой возможностью экономии в России редко
пользуются даже в суровых реалиях финансового кризиса. Зачастую здесь
играет роль человеческий фактор – у нас обожают перерисовывать дизайн под себя, а это увеличивает себестоимость в разы.
Сравнивать цены на рынке имеет смысл среди компаний среднего эшелона, потому что известные бренды цены значительно завышают. Поэтому если, скажем, студия среднего ценового сегмента за верстку выставила вам счет на 70 000 руб. – это, скорее всего, откровенный обман.
Поинтересуйтесь, сколько специалистов работает над вашим проектом и сколько времени они на него тратят. Спросите их фамилии, должности и контакты, потрудитесь созвониться с ними и задать несколько вопросов относительно работы. Так вы будете иметь более ясное представление о том, какова на самом деле ваша рабочая группа, и тогда прикинуть стоимость сайта станет гораздо проще. Совершенно очевидно, что если над сайтом стоимостью 1 млн руб. работает три-четыре человека в течение двух месяцев, то это неприкрытый обман.