В целом узкопрофильным и редким специалистом быть выгодно. На них
всегда есть
спрос, компании за них борются и готовы хорошо платить. Правда, есть
здесь и свои особенности, о которых мы попросили рассказать экспертов.
Постоянный спрос и хорошая оплата
Как
рассказывает старший консультант практики высоких технологий и
телекоммуникаций рекрутинговой компании MarksMan Ольга Кочергина,
редкие специалисты, работающие в узких сегментах рынка, были
востребованы всегда - компании хотят видеть «готовых» специалистов,
знакомых со спецификой бизнеса и знающих продукцию и особенности работы
конкурентов.
«Наиболее яркий пример - менеджеры по продажам
каких-либо специфических программных продуктов или сервисов в
ИТ-отрасли (например, BI-системы, EAM-системы, услуги по строительству
ЦОДов), - рассказывает Кочергина. - Таких людей на рынке действительно
мало, и компании борются за таких кандидатов».
Татьяна Акимкина,
руководитель группы консультантов по поиску и подбору персонала ИМПЕРИИ
КАДРОВ, также отмечает, что на узкопрофильных специалистов всегда был
хороший спрос, а когда компании после кризиса разморозили бюджеты,
выросло число запросов и на редких специалистов.
«Так, одному из
клиентов нашей компании требовался человек, который бы внедрил все
стандарты качества компании, например, Toyota, но при этом без опыта
работы с этим брендом. То есть нам было нужно искать человека, который
хорошо знает структуру, но при этом в ней никогда не работал, -
рассказывает Татьяна Акимкина. - Нашли - через связи и рекомендации».
Но
востребованность - это не все. Таким сотрудникам работодатели готовы
больше платить. Сотрудник с редким профилем и с подтвержденным опытом
работы, нанятый на большую зарплату, обойдется компании дешевле, чем
сотрудник, который на 100% не удовлетворяет специфическим требованиям,
говорит Ольга Кочергина. «В последнем случае компании придется вложить
большие средства в обучение; кроме того, велики риски того, что
сотрудник не справится с поставленными задачами, так как не сможет до
конца понять специфику сектора», - поясняет она.
Некоторые ограничения
Анна
Мухина, руководитель отдела психологического консультирования по
вопросам карьеры Центра развития и тестирования «Гуманитарные
технологии», отмечая, что развитие рынка идет по пути узкой
специализации, уточняет, что узкопрофильные специалисты в нашей стране
востребованы прежде всего в крупных структурированных компаниях, где
есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов - возможность строить карьеру в
качестве узкопрофильного специалиста и стабильность. К минусам же можно
отнести то, что в крупной организации человек в гораздо большей степени
чувствует себя винтиком. «Конечно, все зависит от управленческой
культуры, - говорит Анна Мухина, -мно человека, настроенного на
развитие, творческого, ориентированного на личный результат, такие
обстоятельства могут со временем демотивировать».
Считает, что
дорога узкопрофильного специалиста лежит в крупную корпорацию, и
директор по персоналу ИД IMSM Елена Виноградова, поясняя, что в
небольших компаниях, скорее всего, будут востребованы дженералисты. «И
если человек понимает, что до работы в крупнойкомпании он не дотягивает по профессиональному ли уровню, или
по уровню знания иностранного языка, то, выбирая узкую специализацию,
он искусственно сужает границы поиска», - говорит Елена Виноградова.
Текст: Ирина Касимова, rb.ru