Большинство российских работодателей
предпочитают перекрывать своим сотрудникам доступ к социальным сетям –
таковы выводы опроса, проведённого Исследовательским центром
рекрутингового портала Superjob.ru. Опросив 1000 респондентов,
исследователи выяснили, что запрет на посещение социальных сетей, таких
как «Одноклассники.ру», «Вконтакте», Facebook и других введён в 63%
российских компаний. При этом исследователи не делали разграничений
между деловыми и развлекательными соцсетями. Работодатели при слове
«социальная сеть», говорят, что те только отвлекают сотрудников от
работы. Чаще всего (85% опрошенных) ограничительные меры предпринимают в
крупных компаниях, где работают более 5000 человек.
Также выяснилось, что не все работодатели сразу оценили
деструктивную функцию социальных сетей. И только со временем, число
организаций, где введен запрет на пользование соцсетями, выросло.
Согласно опросу с июня 2008 года число таких компаний увеличилось на 9%
(с 54% до 63%).
По словам президента рекрутингового портала Superjob.ru Алексея
Захарова, компаниям порой проще запретить пользоваться теми или иными
сайтами, чем отслеживать, чем занимается каждый сотрудник в рабочее
время. «Если сотрудники не мотивированы на активную работу, если не на
100% вовлечены в производственный процесс, то запрет на соцсети, скорее
всего, приведет к тому, что они просто найдут себе другое занятие,
которым будут убивать рабочее время», - считает Захаров.
Между тем, каждый третий работодатель официально подобных запретов не
вводит, зато предпочитает следить за тем, на каких сайтах «зависают»
работники. Если общение на отвлеченные темы «съедает» большую часть
рабочего времени, к таким сотрудникам принимают меры. «Посещение
работником социальных сетей в рабочее время – это сигнал для нас.
Значит, нужно срочно поставить перед ним новые задачи»; «Запрета нет, но
факт посещения таких сайтов может негативно сказаться на
премировании».
В ряде организаций подобные сайты не закрывают по иным соображениям:
«Работы много, сотрудники должны всё успеть, за них работу никто не
сделает. Но если выпала минутка – пусть расслабятся, пообщаются в
интернете»; «Главное – это результат работы сотрудника. В свободное
время доступ не ограничен».
Стоит отметить, что среди лояльных к чрезмерной общительности своих
работников компаний, в основном, те, кто относится к «творческим»
сферам: журналистика, PR, маркетинг и пр. По данным другого
исследования Superjob.ru, 37% из 350 опрошенных заявили, что используют
соцсети как инструмент рекламы. Кроме того, отмечается, что это мощный
коммуникативный канал оперативного получения информации, что важно,
например, для журналистов.
И только 6% представителей компаний затруднились ответить, есть ли
запрет на пользование социальными сетями. «Этим вопросом занимается
IT-отдел. Я эти сайты не посещаю, поэтому не знаю»; «Не могу сказать
точно. В любом случае, посещать такие сайты нашим сотрудникам некогда».