Что бы вам ни говорил оптимизатор на переговорах, какие «золотые горы»
ни обещал и фантастические результаты не гарантировал, главным
документом, регулирующим отношения компании-заказчика и
оптимизатора-исполнителя, является юридический договор. Каким он должен
быть?
Без правил
На
рынке поисковой оптимизации пока не выработаны единые правила в
вопросах оценки
результата труда оптимизаторских компаний и способов их
ответственности. Обычно получается так, что каждый исполнитель
придерживается собственных «законов», но подходят ли они заказчику? К
сожалению, на этот вопрос не всегда можно ответить положительно.
Поэтому заказчик, не желающий досконально изучить предлагаемый
исполнителем договор и все указанные в нем технические тонкости, может
оказаться в ситуации, когда СЕО-компания ни за какие результаты своей
деятельности не будет отвечать или вообще с легкостью сообщит клиенту о
том, что подписанный им договор не имеет юридической силы. Что надо
знать заказчику, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
Результат работы
Предмет
договора (другими словами, результат работы) - наиболее важный раздел
договора, которому заказчик должен уделить особенное внимание до
момента подписания юридического документа.
Самые распространенные результаты продвижения сайта в Интернете:
1)Попадание и нахождение сайта в ТОП-3, ТОП-5 или ТОП-10 поисковых систем Яндекс,
Рамблер, Google в течение определенного времени
2)Привлечение целевой аудитории (целевого трафика) на сайт заказчика
3)Выполнение работ по оптимизации сайта и его продвижению в Интернете
Чтобы лучше понять суть каждого результата, рассмотрим более подробно все приведенные пункты.
ТОПай по-хорошему
Каждая
поисковая система - будь то Яндекс, Рамблер, Google или любая другая -
имеет свои алгоритмы обработки данных, обладает особенным, присущим
только данной системе, поиском информации в сети и своей целевой
аудиторией. Что это значит? Это значит, что продвижение сайта заказчика
в каждой из поисковых систем - это отдельный вид работы, информация о
которой должна обязательно прописываться в договоре.
Причем самым подробным образом. Т.е. в договоре должно быть указано:
- в какой поисковой системе продвигается сайт
- какие места он должен занимать в поисковой выдаче (ТОП-3, ТОП-5 или ТОП-10)
- в течение какого времени сайт будет занимать указанные позиции
- каким образом будут фиксироваться позиции сайта для оценки работы оптимизатора.
Последний
пункт не менее важен (причем для обеих сторон), чем предыдущие, так как
бывают ситуации, когда представитель заказчика и оптимизатор, вбивая в
поисковую строчку одного поисковика одинаковый запрос в одно и то же
время, получают разные результаты. Не углубляясь в технические тонкости
поисковых систем, хотелось бы отметить, что такое возможно и в этом нет
ничего странного. Обычно профессионалы-оптимизаторы для отслеживания
позиций продвигаемых сайтов используют специальное программное
обеспечение (ПО) и периодически присылают клиенту отчеты с подробной
информацией о проделанной работе. Это удобно как для одной, так и для
другой стороны.
В крайнем случае, клиент может у себя установить данное ПО и сверять информацию от исполнителя со своими личными наблюдениями.
Трафик на сайт клиента
Критерий
оценки работы исполнителя в этом случае - количество пользователей,
привлеченных на сайт из поисковых систем. Заказчику надо очень
внимательно подойти к выбору и утверждению ключевых запросов (слов), по
которым оптимизатор будет направлять посетителей на продвигаемый сайт.
Ведь от этого зависит, какой посетитель придет на сайт заказчика и
станет ли он в итоге клиентом заказчика.
Ключевые слова должны быть конкретными, должны точно выражать запросы
потребителей и их желательно прописать в договоре между двумя
сторонами. Там же советую указать минимальное количество посетителей,
которое SEO-компания обещает привести на сайт.
Привлечение
целевой аудитории на сайт заказчика может быть сопряжено с разного рода
«накрутками» и нечестными способами продвижения со стороны
оптимизатора. Однако бывает и так, что сам заказчик, используя
специальные средства, уменьшает количество пришедших на сайт
пользователей и тем самым занижает эффективность своего исполнителя. По
этим причинам целевой трафик как критерий результата работы не так
часто применяется и редко указывается в договорах.
Работы по оптимизации сайта
Обычно
оптимизатор подготавливает и утверждает с заказчиком перечень работ,
которые должны привести к улучшению видимости сайта поисковыми
системами. В зависимости от уровня и профессионального опыта
исполнителя данная работа может иметь разные результаты. Если
оптимизатор - начинающий специалист, не обладающий нужными навыками и
знаниями, то и предлагаемые работы будут в прямой зависимости от его
возможностей, а не от насущных потребностей и проблем сайта заказчика.
Ну а если с вами сотрудничает компания, не первый год работающая на
рынке поисковой оптимизации, имеющая в списке своих клиентов не одиндесяток самых разных заказчиков, то и результат будет соответствующий.
1)Иногда имеет смысл попросить «рыбы» договоров от разных исполнителей. У вас будет возможность сравнить подход компаний на данном этапе и сделать нужные выводы.
2)Внимательно и без спешки прочтите лично договор и постарайтесь понять все то, что в нем написано. Если у вас остались какие-либо вопросы, то уточните их со своим подрядчиком.
3)Перед подписанием договора покажите его юристу вашей компании или проверенному юристу, который с вами сотрудничает на условиях аутсорсинга. Это поможет избежать самой главной неприятности - признания вашего договора не имеющим юридической силы.
4)С помощью Интернета поищите отзывы клиентов вашего подрядчика и сделайте необходимые выводы.