Представьте себе ситуацию: приобрели вы новую SIM-карту. Не успели
вставить ее в телефон, как получаете SMS-сообщение: «Здравствуйте!
Сообщаем о переносе 63,08 рубля для погашения долга на другом номере,
оформленном на Вас. Долг погашен полностью. Подробнее 00XX».
Какова
будет ваша реакция? Правильно, станете звонить в абонентскую службу
поддержки или отправитесь в офис обслуживания сотовой компании.
Именно такой случай произошел в 2009 году со Светланой Н.:
–
В абонентской службе мне ответили, что заявка на разбирательство
принята, и на это может уйти от трех до шестидесяти дней, но если есть
желание ускорить процесс, нужно обратиться в офис. В офисе меня,
конечно, внимательно выслушали, стали проверять информацию. И выяснили:
в июле месяце на мою девичью фамилию и адрес, по которому не живу уже
почти два года, но на данные действующего паспорта кто-то приобрел
SIM-ку у дилера, коих летом особенно много подключает народ к различным
операторам сотовой связи прямо «не отходя от кассы», на улице.
В
офисе обслуживания взяли заявление, что никакого номера в июле я не
приобретала; ведь получается, что он зарегистрирован на мифического,
несуществующего человека. Сделали ксерокопии документов,
подтверждающих, что фамилия у меня уже больше пяти лет другая и по
указанному адресу я не зарегистрирована.
Еще меня заверили, что
деньги после разбирательства мне обязательно вернут. Нет, 63 рубля, по
сравнению с мировым кризисом, деньги, конечно, невеликие. Но чувствуешь
себя как-то неуютно, зная, что в любой момент тебе могут выставить счет
за средства, якобы потраченные тобою на мобильную связь. А потом
придется еще два месяца ждать опровержения, что ты этого не делал. И
это ладно, если SIM-картой никто больше воспользоваться не сможет. А
вдруг кто-то продолжит звонить с этого номера, что тогда – платить не
только за себя, но и «за того парня»?!
И, если судить по
комментариям сотрудников сотовой компании, найти виновника такого
незаконного подключения, а уж тем более наказать, почти невозможно.
Получается, любой, кто владеет твоими паспортными данными (а их мы
порой оставляем во множестве мест) и хочет тебе неприятностей, имеет
для этого все возможности, если удастся встретить недобросовестного
продавца SIM-карт, а таких, по-видимому, достаточно.
Светлана,
решив, что данное событие можно расценить как мошенничество,
попробовала обратиться в Управление внутренних дел. И здесь ей
популярно разъяснили, что принять заявление у нее обязаны, но вряд ли
дело получит ход – слишком уж маленькая сумма: 63 рубля. Вот если бы
вас «кинули» на тысячу рублей – тогда другое дело!
– Я решила:
если такое подключение без моего паспорта стало возможным к одному
оператору, значит, есть вероятность, что на мое имя существуют SIM-ки
других операторов сотовой связи республики с номерами, о которых я не
подозреваю. И тогда я пошла в офисы других операторов с просьбой
проверить мои предположения. Слава Богу, в этот раз мои опасения не
подтвердились. Но уверенности, что завтра они не оправдаются, нет
никакой, потому что если это произошло однажды, видимо, может произойти
и в последующем.
Здесь, наверное, все упирается в честность
конкретного человека, который непосредственно занимается продажей
SIM-карт. Как проверяют людей, которых привлекают для такой работы?
Ведь наши газеты пестрят объявлениями: «Требуются продавцы бесплатных
сим-карт, ответственность, коммуникабельность. Зарплата достойная» или
«Требуется промоутер на сим-карты, з/п высокая, от 18 лет».
Коммуникабельность проверить можно на месте. А вот как проверить –
ответственный ли товарищ попался? У него ж на лбу не написано!
Задавшись
этими вопросами, я обратилась за разъяснениями к представителям
нескольких сотовых компаний, действующих в нашем регионе. И вот что
удалось выяснить. Схема взаимодействия с дилерами предельно проста: в
офис обслуживания – отдел работы с дилерами обращается индивидуальный
предприниматель/владелец салона сотовой связи. Здесь он должен пройти
необходимый минимум, сдать что-то наподобие экзамена, получив взамен
сертификат. После этого человеку предоставляется возможность приобрести
некоторое количество SIM-карт с номерами оператора и продавать их всем
желающим (разумеется, при определенных условиях, куда входит и
обязательное предоставление оригинала документа, удостоверяющего
личность) в своих салонах, или же привлекая к распространению тех, кого
мы на каждом шагу видим на проспектах города – «продавцов бесплатных
сим-карт».
А выводы напрашиваются такие: одна компания
качественно работает со своими дилерами, проводя необходимые тренинги,
а другая, видимо, вообще с ними не работает, предпочитая просто
получить деньги от реализованных SIM-ок. В итоге же страдают простые
люди, добросовестные абоненты. Так и до судадойти недолго. Хотя тут тоже могут возникнуть сложности. Суд,
решив, что сумма невелика, может подумать, что вы напрасно отнимаете у
судей время, и наложить на вас же штраф. И где в таком случае найти
правду?
По крайней мере, среди знакомых девушки, ставшей жертвой недобросовестной работы дилеров компании, этот оператор сотовой связи может надолго утратить доверие или потерять его насовсем.
Автор Ольга Полозова