В России официально стартуют продажи Microsoft Office 2010. Microsoft
потратила на его разработку более трех лет. За это время был
усовершенствован ленточный интерфейс, представленный вместе с Office
2007, появились новые возможности, среди которых числятся 64-битные
версии приложений, интеграция с онлайн-сервисами Microsoft, улучшенные
возможности по обработке изображений и видео, улучшенный поиск и многое
другое.
Последние
пару лет крупнейшие разработчики программного обеспечения как-то больше
занимаются оптимизацией уже выпускающихся продуктов, нежели разработкой
чего-то принципиально нового. Это обычное явление, поскольку это самое
"принципиально новое", как правило, всегда нуждается в доводке.
Приведем
несколько наглядных примеров. Mac OS X 10.6 была выпущена Apple под
эгидой повышения стабильности и надежности, а заодно тотального
перехода к 64-битным вычислениям (к чему, в общем-то, были способны и
более ранние Mac OS X). А до этого была представлена Mac OS X 10.5,
содержавшая несколько сотен нововведений. В Adobe Photoshop CS5
добавилось несколько новых возможностей, но в то же время Adobe
доводила до ума 64-битную версию программы (а Premier Pro CS5 и After
Effects CS5 вообще были выпущены только в 64-разрядном варианте),
улучшила поддержку ускорения работы посредством видеокарты, а также
усовершенствовала работу с 3D. Все это было впервые внедрено в CS4, но
в CS5 было "отшлифовано". В нашем обзоре Windows 7 мы написали, что эта
ОС представляет собой Windows Vista такой, какой она должна быть.
Остается присмотреться непосредственно к герою этого материала — пакету Microsoft Office.
Помните
Office 2007? Точнее как он появился и у многих глаза лезли на лоб из-за
нового ленточного (Ribbon в оригинальном именовании Microsoft)
интерфейса? В Сети даже стали появляться полушутливые истории о том,
как Office 2007 выступал в качестве "орудия пыток" — после него любая
секретарша воспринимала "непривычный" OpenOffice как манну небесную. А
сколько было шума вокруг нового формата OpenXML?
Microsoft выпустила не только принципиально новый Windows, но и
принципиально новый Office. После этого была представлена доработанная
и отлаженная Windows 7, а теперь мы имеем дело с доведенным до ума
"офисом" - Office 2010. Само собой, ленточный интерфейс никуда не
делался. Но за три года к нему уже все привыкли — это раз, и
программисты софтверного гиганта позволили его настраивать куда более
гибко — это два. Но об этом мы расскажем позже, а пока разберемся,
какие версии MS Office 2010 доступны на рынке.
Версии
Любит
Microsoft пропускать номера версий и вносить путаницу в этом вопросе.
Так, после Word 3.0 был сразу выпущен Word 6.0, Windows 7 базируется на
ядре версии 6.1, а Office 13 никогда не существовало, хотя Office 2010
еще известен как Office 14. Microsoft просто пропустила число 13, тогда
как Office 2007 был "двенадцатым". Этот пропуск объясняется банальным
страхом перед числом 13 — крупнейшая софтовая компания в мире оказалась
суеверной.
Продажи Office 2010 стартовали 15 июня этого года,
хотя финальная RTM-сборка была готова уже 15 апреля. Но это обычная
практика для Microsoft – выпускать RTM-релиз за три месяца до начала
официальных продаж.
Всего мы насчитали семь вариантов поставки
Microsoft Office 2010: Starter, Home and Student, Home and Business,
Standard, Professional, Professional Academic, Professional Plus. Друг
от друга они различаются программами, входящими в комплект.
Самый
простой вариант — это Starter. В розничную продажу он официально не
поступает, а подлежит распространению только среди производителей
компьютеров. При этом никакого пробного периода в течение 30 дней в нем
не предусмотрено, однако две программы, входящие в комплект (Word и
Excel), сильно ограничены в своей функциональности (например, там
нельзя гибко настраивать ленточный интерфейс, не поддерживается эффекты
SmartArt, нет редактора формул Microsoft Equation, нет режима
рецензирования и т.д.), а в их нижнем правом углу будет показываться
реклама. Зато эти приложения можно скопировать на флэшку и запускать
без установки на любом компьютере. Вообще Office 2010 Starter сделан,
чтобы полностью вытеснить пакет Microsoft Works, разработка которого
уже прекращена.
В остальных пакетах подобных "особых фишек" не
предусмотрено. Home and Student кроме Word и Excel еще содержит
PowerPoint и OneNote. Home and Business добавляет к этому списку
Outlook. В Standard еще на одну программу больше — Publisher.
Professional и Professional Academic в дополнение к перечисленным шести
приложениям комплектуются Access 2010. Professional Academic – это
специальный вариант для образовательных учреждений, в розничную продажу
он также поставляться не будет.
Ну и остается самый
"профессиональный" офис — Professional Plus. Он содержит все программы
Professional, а заодно еще и Communicator, InfoPath и SharePoint
Workspace (ранее известная как Groove). Все эти три программы
ориентированы на совместную работу с документами и будут полезны в
первую очередь на предприятиях.
Что касается стоимости, то она варьируется в пределах от 2500 до 3000
рублей за Office 2010 Home and Student и до 15 тысяч рублей за
Professional Plus. Также все приложения из пакета Microsoft Office
можно приобрести по отдельности. Необходимо добавить, что
отдельно продаются программы Microsoft Visio и Project.
Остается
только упомянуть о 64-битной версии Office 2010. Microsoft впервые
представила такой вариант своего пакета. В то же время компания
настоятельно рекомендует использовать 32-битные приложения. Зачем тогда
были выпущены 64-битные? Для тестирования. Это что-то вроде первых
шагов в этом направлении. Нестабильной работы нам не обещают, однако
часть функций будет доступна только в 32-разрядном воплощении. Кроме
того, не все внешние плагины способны работать с 64-битными
программами. Преимущество более "разрядных" вариантов — возможность
адресации более 2 Гбайт оперативной памяти каждым приложением. Реальную
пользу от этого получат разве что пользователи Excel и Access, где
могут открываться действительно громоздкие файлы. Об использовании
64-битных регистров процессора для ускорения вычислений нигде не
написано. Видимо, этой оптимизации следует ожидать в будущих версиях
Office.
Несмотря на политику Microsoft по снижению популярности
Windows XP, Office 2010 все-таки может работать в ней. Правда, только в
32-битной версии и с установленным Service Pack 3. 64-битные Windows
Server 2003 и Windows XP остались "за бортом", а вот Windows Server
2003 R2 - нет. Впрочем, людей, работающих в этих ОС, очень мало. Также
поддерживаются системы Windows Vista (с установленным Service Pack 1
или 2), Windows 7, Windows Server 2008 (R2).
Что нового
Теперь
переходим непосредственно к нововведениям Office 2010. Мы рассмотрим
те, что наиболее заметны во всех приложениях пакета, а также вкратце
пройдемся по некоторым изменениям в самых популярных программах.
Microsoft Office Backstage
Пожалуй, самое заметное нововведение
— это меню Microsoft Office Backstage. Помните, в каждой программе
Office 2007, получившей ленточный интерфейс, в верхнем левом углу
находилась такая большая круглая кнопка с логотипом Microsoft Office?
По нажатию на нее показывалось меню с некоторыми операциями, а также
список недавно открытых файлов. Теперь эта кнопка заменена на... нет,
не на кнопку, а скорее на вкладку с именем "Файл". Она сделана как бы
частью ленточной панели инструментов, но в то же время и отделена от
нее другим цветом.
Оно и не удивительно, что эту вкладку "Файл"
отделили от остальных — она не открывает новую панель, а перекрывает
полностью все окно. То, что появляется на экране, и называется Office
Backstage. Здесь действительно можно производить различные операции с
файлами, причем их список существенно шире, чем тот, который был
доступен в "классическом" меню "Файл" программ Office 2003 и более
ранних.
Меню Backstage разделено на три столбца. В левом отображаются доступные
операции и разделы меню, в центральном — возможные опции для выбранного
пункта слева, а правый столбец, как правило, используется для
предварительного просмотра.
Варианты создания новых документов в Word, Excel, PowerPoint и Visio
На
наш взгляд, меню Office Backstage действительно очень удобно
организовано и с ним работа только ускорится. Взять, к примеру, раздел
"Создать". В центральной части отображается список доступных шаблонов,
а справа — примерная структура нового документа.
Сведения о документе в Word и Excel
Раздел
"Сведения" показывает всю информацию об открытом документе. Это в
правой части. В центре доступны параметры по его преобразованию в
другой формат, защите (в частности паролем), можно просмотреть более
ранние версии документа.
Последние открытые документы в Word
В
Office 2007 появилась полезная функция "запинивания" (то есть
закрепление файлов в списке недавно открытых). В Office 2010 она
сохранена и любой из документов можно закрепить в списке недавно
открытых. А вот в правом столбце раздела "Последние" отображаются
папки, из которых открывались документы. Их также можно закрепить.
Нажатие на папку приводит к открытию окна "Открытие документа", где
сразу будет выбрана указанная папка.
Предварительный просмотр и параметры печать документа в Word и PowerPoint
Существенные
изменения были внесены в режим работы предварительного просмотра. Он
теперь также доступен через Backstage, а заодно совмещен с параметрами
печати. Последние задаются в среднем столбце. В зависимости от
приложения Office их тут может быть различное число. К примеру, в Word
задается число страниц, выводимых на печать, число копий, ориентация
листа, его размеры, поля и другие параметры. Предварительный просмотр
документа занимает половину окна и расположен в правой части. Все
изменения параметров моментально видны. Сделано это очень наглядно и
удобно.
Варианты сохранения документа в Word
Сохранить
документ все так же можно через горячее сочетание клавиш [Ctrl+S] или
через панель быстрого запуска, но, если "опуститься" до меню Backstage,
можно увидеть еще множество параметров сохранения. Во-первых,
наконец-то реализован экспорт в PDF. Во-вторых, документ можно
сохранить как письмо и отправить по e-mail. В-третьих, есть возможность
публикации документа в блоге, если настроить программу на
соответствующую учетную запись. И, в четвертых, можно сохранить
документ на веб-сайте. Последнее означает сохранение в SkyDrive —
специальном онлайн-хранилище данных объемом 25 Гбайт. О нем мы еще
немного поговорим в конце статьи.
Собственно, с Backstage все понятно, теперь посмотрим, что стало с
интерфейсом.
Тотальная "риббонизация"
Как
мы уже упоминали выше, ленточный интерфейс смутил многих. Одним он
понравился, другим — совсем наоборот, причем "других" как-то было
больше (или просто их слышно было лучше). Но факт остается фактом —
Microsoft никуда этот интерфейс не дела, а только внедрила его в еще
большее число программ. Теперь за ней "тянутся" и другие разработчики.
Некоторые программы от третьих фирм имеют такой же ленточный интерфейс,
и даже проект OpenOffice Renaissance (его целью является создание
принципиально нового нового интерфейса для приложений OpenOffice)
предложил что-то очень похожее на Ribbon от Microsoft.
Настройка ленты в Excel
Тем
не менее, первый "Ribbon" был вовсе не идеален. Он не глючил, что уже
хорошо, но вот настраивать его было практически невозможно. Office 2010
исправляет это упущение. Ленту теперь можно настраивать как угодно. На
нее можно добавить любой элемент и удалить его. Элементы можно
группировать по нескольким уровням, есть возможность создавать новые
вкладки. Microsoft предоставила пользователям самый настоящий "простор
для творчества".
Настройка панели быстрого доступа в Excel
Стало
больше настроек и для панели быстрого доступа, располагаемой в
заголовке окна. На нее теперь также можно выносить любые элементы и
даже их группы. В последнем случае будет открываться меню с панелью
инструментов. К тому же выносить новые кнопки на панель быстрого
доступа можно прямо с ленты через контекстное меню.
Возникает логичный вопрос: что делать, если после долгой выверенной
настройки потребуется перенести все панели на другой компьютер или
восстановить их из-за переустановки системы? Microsoft позаботилась и
об этом — в окне конфигурации панели инструментов можно экспортировать
сделанные настройки в специальный файл конфигурации или импортировать
его. Проблем с восстановлением возникнуть не должно.
Ленточный интерфейс в Visio
Остается
добавить, что теперь абсолютно все приложения, входящие в состав
Microsoft Office, имеют ленточный интерфейс. В Office 2007 таковым были
обделены Visio, OneNote и SharePoint. Версия 2010 года исправляет и это
упущение.
В приложениях
Теперь пройдемся по некоторым
изменениям, сделанных в отдельных приложениях Office 2010. Одно из
первых - это поиск в Word. Он теперь осуществляется через панель
"Навигация", что по умолчанию открывается в левой части окна. Раньше
вместо нее было доступно куда менее удобное окно "Найти и заменить".
Поиск в документе Word
Запрос
вводится в поле, расположенном в верхней части панели. Результаты
отображаются тут же снизу, а заодно и в открытом документе. Результаты
группируются по трем вкладкам. На первой отображаются только заголовки
документа (это может быть полезно, если у вас есть объемные документы
со структурой, заданной соответствующими стилями), на второй —
страницы, где были найдены совпадения, а на третьей — отрывки текста,
где были обнаружены введенные слова. Третья вкладка представляется нам
самой полезной, поскольку сразу видно контекст.
Выделение найденных слов в документе Word
Найденный
текст сразу же выделяется во всем документе. Подобным образом сейчас
работает поиск во всех браузерах. На наш взгляд, получилось очень
удобно и наглядно — нет нужды в постоянном нажатии кнопки "Далее",
можно просто промотать документ и увидеть все необходимое.
Параметры поиска
Дополнительные параметры поиска задаются в окне "Параметры поиска", вызываемом в контекстном меню к полю поискового запроса.
Параметры вставки из буфера обмена в Excel
Различные
параметры вставки из буфера обмена стали доступны еще в приложениях
Office 2007. В Office 2010 эта идея получила дальнейшее развитие.
Помимо выбора варианта вставки с различным форматированием, оно теперь
еще и отображается при наведении на соответствующий значок, то есть
функция стала более наглядной.
Спарклайны в Excel
Excel,
наверное, претерпел самое небольшое число изменений из всего офисного
пакета. Одно из них — спарклайны. Это что-то вроде быстрых графиков,
которые строятся прямо в ячейках. Для их отображения достаточно выбрать
диапазон ячеек и на вкладке "Вставка" в области "Спарклайны" нажать на
график соответствующего типа. Далее будет предложено задать столбец с
ячейками, куда будут помещены новые графики. Excel подстроит их под
размер ячейки. Таким образом можно быстро оценить тренд (если построить
график) или более наглядно увидеть разницу между числами (гистограмма).
Мини-переводчик в Word
Что
мы обычно делаем, когда требуется быстро перевести какое-то слово на
другой язык? Один загружает в браузере онлайн-переводчик, другой
запускает Lingvo, третий пользуется услугами онлайн-бота в ICQ. Теперь
появился еще один вариант — воспользоваться средствами Office. В Office
2010 возможности перевода были улучшены. Также добавился специальный
мини-переводчик, запускаемый с вкладки "Рецензирование" в разделе
"Язык". Переводить можно на несколько языков, среди которых
поддерживается и русский. Мини-переводчик появляется в виде
полупрозрачного окна над словом, на которое наведен указатель мыши;
если перевести на окошко курсор, оно становится непрозрачным.
Получилась удобная штука, правда, работающая только при наличии
соединения с Интернетом — все словари хранятся в онлайне, а вовсе не на
локальном жестком диске.
Работа с видео в PowerPoint
В
PowerPoint появились некоторые инструменты для работы с видео. Вставляя
видеоролик в слайд, его можно поворачивать и масштабировать. Можно
задать промежуток, который будет воспроизводиться во время презентации.
Также есть возможность задания видеоэффектов вроде добавления рамок,
теней. Можно производить коррекцию ролика, увеличивать или уменьшать
яркость и контрастность. Даже можно накладывать цветовые фильтры и
форму для вывода видеофрагмента.
Сохранение презентации как видео в PowerPoint
Презентацию
теперь можно сохранять в качестве видеоролика. Соответствующий пункт
появился в разделе "Сохранить и отправить" в Backstage-меню PowerPoint.
Здесь задается разрешение (320х240, 640х480 или 960х720), добавление
речевого сопровождения, если таковое имеется, и интервал задержки
каждого слайда. После нажатия кнопки "Создать видео" и выбора места,
куда оно будет сохранено, произойдет экспорт в WMV-файл.
Сообщение о готовности начать широковещательный показ слайдов
Еще
одна любопытная возможность PowerPoint 2010 – широковещательный показ
слайдов. Зарегистрировав Windows Live ID, можно будет транслировать
свою презентацию через Интернет. Правда, просмотреть ее смогут только
те, кто также имеет Windows Live ID. А в остальном функция
действительно очень интересная — слайды в браузере меняются именно
тогда, когда их смену производит человек, запустивший показ у себя на
компьютере.
Вырезка экрана
Приложения Office 2010
получили возможность быстрой вставки скриншотов открытых приложений.
Делается это на вкладке "Вставка" через кнопку "Снимок". Сразу
раскрывается список открытых окон программ, снимок которых можно
вставить в документ. Также есть возможность вырезки отдельной части
экрана, для чего и служит опция "Вырезка экрана". На экран
накладывается полупрозрачная белая маска и из нее можно вырезать то,
что потом попадет в документ.
Удаление фона рисунка
Художественные эффекты
Office 2007 имел расширенные средства по редактирование рисунков. В Office 2010 их стало еще больше. Самое интересное из них — это удаление фона. Если рисунок имеет монотонный фон, то программа (Word, Excel, PowerPoint и любая другая, поддерживающая работу с картинками) довольно грамотно может стереть его, а после и заменить. Также стали доступны различные художественные эффекты, часть которых явно будет знакома по фильтрам из Photoshop.
Дорога в онлайн
Microsoft в последнее время беспокоят не только бесплатные офисные пакеты, которых наплодилось как грибов после дождя, но и их аналоги в онлайне. Полагаем, мы будем правы, сказав, что популярнее всех — комплекс приложений Google Docs. Google развивает их уже несколько лет и добилась определенных успехов. Пользователи явно стали задумываться, зачем им покупать и устанавливать дорогие программы, когда можно все быстро сделать в браузере. Если не требуется производить серьезное форматирование, а достаточно базовых возможностей (кстати, это так и есть в подавляющем большинстве случаев), то Google Docs и его аналоги вполне сгодятся.
В результате вместе с Office 2010 был запущен сервис Microsoft Office 2010 Web Applications, сокращенно Web Apps. На данный момент там существуют онлайн-версии четырех офисных программ: Word, Excel, PowerPoint и OneNote. Работать в них может любой желающий, да еще и бесплатно. Но за это пользователю будет постоянно демонстрироваться реклама.
Вход в SkyDrive
Office Web Apps доступны в рамках сервиса SkyDrive, два года назад запущенного Microsoft. Он позволяет хранить 25 Гбайт документов на серверах Microsoft. Регистрация на нем также бесплатна. Для входа внутрь необходимо получить Windows Live ID, который впоследствии может быть использован в различных приложениях Office 2010, в том числе и для широковещательного показа слайдов.
Документы в SkyDrive
Войдя в SkyDrive, можно увидеть все сохраненные на сервере документы. Их можно открыть в онлайн-версиях приложений Office, если формат документа поддерживается. Конечно, можно и создать новый документ.
Редактирование документа в онлайн-версии Word
Функциональность Office Web Apps далека от той, что предлагают нормальные приложения Microsoft Office. Хорошо, если число возможностей онлайн-версий составляет четверть от "оригинальных". Но подробно здесь мы их рассматривать не станем, поскольку это тема для отдельной статьи. Скажем лишь, что Microsoft постаралась сделать интерфейс максимально похожим на тот, что используется в Office 2010. Кстати, по заверению Microsoft Office Web Apps способны работать в любом браузере, будь то Internet Explorer, Firefox, Opera или Chrome (Safari). За первый мы не беспокоимся — в нем точно все запустится, как и за популярные Firefox и Chrome. А вот что касается Opera, то вроде бы там все открывается, никаких сообщений об ошибках не появляется, но в версии 10.60 добиться нормальной работы программ не удалось. Не получилось даже произвести элементарное форматирование текста. Так что определенно еще есть над чем работать.
Итого
Конечно, мы рассказали не обо всех нововведениях пакета Office 2010, но основные затронули. Разве что можно добавить несколько слов об улучшенной безопасности (документы при открытии дополнительно проверяются на целостность и соответствие формату, и если что-то не так, то они запускаются в режиме защищенного просмотра, который позволяет обезопасить как приложение MS Office, так и всю ОС) и о поддержке шрифтов OpenType.
В целом Office 2010 нам понравился. Microsoft на этот раз тратила силы не на изобретение очередного велосипеда, а на совершенствование уже сделанного. Как и в случае с Windows 7, результат ее работы оказался весьма удачным. Новый пакет программ стал еще удобнее (во многом благодаря Office Backstage). Стабильность и надежность работы во время тестирования была превосходной, так что ждать первого Service Pack, прежде чем установить Office 2010 себе, не стоит.
Если вы раньше не перешли на Office 2007, но помышляли об этом, то можете смело делать это — Office 2010 определенно заслуживает того, чтобы его хотя бы попробовали в работе. Если же вы работаете с Office 2007, то его обновление до последней версии принесет только положительные эмоции, кроме, разве что, необходимости заплатить за более новый вариант.
Полагаем, что следующий Microsoft Office не получит принципиально нового интерфейса — Ribbon явно пришел надолго — зато интеграция с онлайном станет более существенной. Явно в течение ближайших лет будут совершенствовать Office Web Apps. Впрочем, функциональнее "классических" приложений они все равно не станут. Хотя бы потому, что на них Microsoft все еще зарабатывает много денег.
Автор: Алексей Садовский. Источник: Ferra.ru. Полную версию текста со скриншотами смотрите в рассылке.