Еще два года назад компании-оптимизаторы при помощи большого ссылочного
бюджета могли вывести в топ в конкурентной тематике сайт, состоящий
всего из нескольких страниц и не содержащий никакой информации по
запросу. Более того, сам запрос мог начисто отсутствовать на сайте.
Сейчас это практически невозможно: поиск Яндекса на глазах становится
все более качественным и стремится к тому, чтобы пользователь нашел
"свою" информацию как можно быстрее. Для этого Яндекс часто меняет
алгоритм поиска и вводит новые инструменты, например, "nofollow",
которые заставляют SEO-сообщество вздрогнуть.
Так,
из недавних нововведений, фильтр по борьбе с сателлитами и
псевдо-сайтами: благодаря нему, тысячи сайтов, созданных не для людей,
а только для зарабатывания денег на продаже ссылок были исключены из
выдачи результатов поиска. Последовательная доработка алгоритма
снижения веса SEO-ссылок привела к тому, что порядка трети SEO-компаний
и фрилансеров встали на грань разорения - некачественные ссылки
настолько обесценились, что бюджеты на продвижение стали непомерными.
С введением каждого нового алгоритма поиска Яндекс все четче и глубже пытается понять, что конкретно ищет пользователь.
К
шагам по улучшению качества выдачи для конечного пользователя Яндекса
нужно отнести и введение региональной выдачи, и снижение веса внешних
ссылок в пользу качественного и разнообразного контента, и введение
фильтров для поискового спама (как в ссылках, так и в текстах сайтов),
и введение самообучающегося алгоритма matrix.net, анализирующего
поведение пользователя на конкретном сайте, и другие шаги.
Этими
способами Яндекс реализует свою миссию, которую можно сформулировать в
четырех словах: отвечать на вопросы пользователей. Поисковик даже
разместил на своем сайте подробную инструкцию по оптимизации сайта под
поисковую систему.
Улучшение - это изменения, а они всегда несут неизвестность. И так как
алгоритм Яндекса меняется нередко, у части оптимизаторов это вызывает
панику, что подтверждает и реакция на новый инструмент - атрибут
"nofollow". Его применение существенно ослабляет отработанные "серые"
механизмы продвижения сайтов, а значит, бьет по прибыли SEO-компаний,
которые не используют для продвижения качественный контент.
"Если
на сайт ведет большое количество внешних ссылок, и при этом с него
стоит мало ссылок на другие сайты - это говорит о том, что на нем много
интересного уникального контента, на который ссылаются люди, - поясняют
ситуацию аналитики веб-компании "Медиасферы". - Следовательно, -
объясняют они, - этот сайт интересен, и его можно рекомендовать
пользователям поисковых систем. Если же соотношение количества входящих
и исходящих ссылок примерно равно, сайт можно заподозрить в обмене
ссылками, что является попыткой обмана поисковой системы".
Поэтому
оптимизаторы старались по максимуму закрыть все ссылки, которые
находятся на сайте. Теперь же Яндекс одним махом, введя "nofollow" и
одновременно отказавшись от закрытия ссылок при помощи "noindex", на
время отключил этот инструмент, "оголил" все внешние ссылки как на
продвигаемых сайтах, так и на сайтах-донорах, и, очевидно, получил
более реальную ситуацию в Рунете. "Сейчас самое верное применение
такого инструмента как продвижение сайтов - не скупать в огромных
количествах спам-ссылки (чем занималось подавляющее большинство
SEO-компаний и любителей-фрилансеров), а вместо этого много работать
над качеством и количеством контента и привлекать естественные ссылки",
- подводят итог специалисты из "Медиасферы".
На сайтах, с которых вебмастера продавали ссылки, тег
Тег
"nofollow" был придуман Google 5 лет назад с такой же целью, которую
сейчас преследует Яндекс. После его внедрения, например, стало
бессмысленным продвижение сайтов чарез комментарии в блогах. Идя в ногу
со своим конкурентом, российский поисковик внедрил тег "noindex" в
2007г. Он отличался от "nofollow" тем, что закрывает глаза не только на
ненужные гиперссылки, но и на текст.
Будучи пионером в этом направлении, Google в 2009 г. усовершенствовал свой "nofollow", а в мае 2010
Теги "noindex" и "nofollow" - удобные инструменты для оптимизатора. Если сайт продает свои ссылки на бирже ссылок, то для увеличения стоимости своих "площадей" с помощью этих инструментов он может скрыть уже имеющиеся ссылки. Другое дело, если он сам захочет разместиться на сайте (блоге), сделать это будет трудно. Что называется, две стороны одной медали.
Любопытно, что в сегодняшнем мире все большее распространение получает движение противников не-индексации, так называемое DоFollow-движение. В это движение вступают ресурсы, которые хотят, чтобы все ссылки на них были открытыми для индексации в поисковых системах.