Крупнейшая социальная сеть "Вконтакте" (еженедельная аудитория, по
данным TNS за февраль, 15 млн человек) запускает сервис электронной
почты. "Вконтакте" может стать одной из ведущих почтовых систем России:
по оценкам экспертов, новый сервис может заинтересовать до 20%
аудитории социальной сети и повысить ее лояльность.
Вчера
все пользователи "Вконтакте" получили возможность бесплатно
зарегистрировать "короткие имена" для своих страниц, которые в будущем
трансформируются в адреса электронной почты (будет интегрирована в
личные сообщения "Вконтакте"). "Раздача уникальных имен для страниц
пользователей - первый шаг в создании электронной почты нового
поколения. Она будет полностью интегрирована с остальными сервисами
социальной сети, что с первого дня обеспечит ей более 70 млн
пользователей (количество зарегистрированных в сети аккаунтов.- "Ъ")",-
говорит создатель социальной сети Павел Дуров. Сейчас "Вконтакте"
занимается разработкой спамфильтра, который строится на технологии,
используемой в почтовом сервисе от Google Gmail.
Еженедельная
всероссийская аудитория почты Mail.ru, по данным TNS Russia на февраль
2010 года, составляет почти 16,4 млн человек 12-54 лет. Аналогичный
показатель почты "Яндекса" - 7,3 млн пользователей, Rambler - 3,3 млн
человек. Еженедельная аудитория "Вконтакте" - 15,03 млн россиян. По
оценкам "Яндекса" и TNS, российский пользователь имеет в среднем два
почтовых ящика.
О планах по созданию собственного почтового
сервиса недавно объявила крупнейшая в мире социальная сеть Facebook.
Пресс-секретарь "Яндекса" Очир Манджиков считает, что запуск
"Вконтакте" почтового сервиса может отразиться на распределении сил на
этом рынке. "Но пока непонятно, насколько. Это зависит от реализации
многих решений: интерфейса почтового ящика, навигации, поиска по
письмам, систем антиспама и безопасности и др. Все эти решения
крупнейшие почтовые сервисы разрабатывают и улучшают в течение уже
многих лет",- отмечает господин Манджиков. Эксперт ИК "Финам" Леонид
Делицын считает, что почтовый сервис может заинтересовать до 20%
аудитории "Вконтакте". "За последние годы не появлялось ни одного
сильного почтового бренда, а у этого ресурса очень лояльная
аудитория",- рассуждает он.
Гендиректор MindShare Interaction
Дмитрий Ашманов сомневается, что появление почтового сервиса увеличит
доходы от медийной рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие форматы)
"Вконтакте"; у ресурса сейчас распродается не больше 30-35%
"инвентаря", тогда как нормальным показателем считается 50-60%. В 2009
году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, расходы на
медийную интернет-рекламу выросли на 4%, до 7,7 млрд руб. Зато
появление почты может быть положительно оценено пользователями, и часть
их останется лояльной этой социальной сети, а не перейдет в Facebook,
отмечает господин Ашманов.
Председатель правления IMHO VI Арсен
Ревазов добавляет, что и при низкой распродаваемости "инвентаря"
выручку можно будет увеличить. "Сделать точный прогноз сейчас
невозможно, но в любом случае почтовый сервис даст диверсификацию
рекламных возможностей, за счет которой и можно будет привлечь
дополнительных клиентов",- говорит он. "Пользователи, которым раньше
приходилось уходить на внешние почтовые сервисы, теперь смогут остаться
на сайте, а значит, время, проведенное на ресурсе, будет увеличиваться,
что сделает эту социальную сеть еще более привлекательной для
рекламодателей",- отмечает руководитель сейлз-хауса "Медиа плюс" Мария
Смирнова.
Пользователей "Вконтакте" могут насторожить вопросы
безопасности почтовых ящиков социальной сети. В июле прошлого года
пароли более чем 130 тыс. пользователей "Вконтакте" оказались в
открытом доступе. Тогда пароли были собраны с помощью специального
приложения для социальной сети, которое перенаправляло жертву на
поддельный сайт "Вконтакте": там пользователи вводили свои логины и
пароли.