Развитие информационных технологий и, в частности, Интернета при всех
своих плюсах имеет и серьезные негативные последствия, - в частности,
создает принципиально новые проблемы для системы национальной
безопасности. Об этом говорится в аналитической записке «Современные
тренды политики кибербезопасности: выводы для Украины» экспертов
Национального института стратегических исследований (НИСИ),
подготовленной для высшего руководства государства, текст которой
находится в распоряжении «Багнета». Авторы считают, что главной
опасностью, которая возникает при развитии информационных технологий,
является возможность ведения информационных войн нового поколения,
которым Украина едва ли может на сегодня эффективно противостоять. По их
мнению, в современных условиях особое внимание стоит обратить на
киберпространство, которое стало полем боя между державами, а равно
государств с кибертеррористами. «На сегодняшний день киберпространство,
из-за своей новизны, все еще не полностью нормативно урегулировано на
международном уровне, поэтому спецоперации, которые осуществляются в нем
военными или разведывательными подразделениями, не подпадают под
определение «акта войны» и могут быть отнесены к операциям, «отличным от
войны». Фактически, речь идет о возможности обеспечить эффект военного
вмешательства без последующих официальных санкций как со стороны
государства, которое подверглось нападению, так и мирового содружества»,
– говорится в аналитической записке. Анализ, проведенный в НИСИ,
свидетельствует, что на сегодня большинство государств мира активно
реформирует свои сектора безопасности как раз с учетом киберугроз.
Специальными подразделениями, которые занимаются обороной и атаками в
Сети, обзаводятся военные и спецслужбы все большего количества стран. И
это при том, что ведущие государства мира задекларировали свое
противодействие милитаризации киберпространства. На деле ж они как раз и
стремятся сделать киберзащиту функцией своих армий. При этом роль ООН,
также выступающей против милитаризации Сети, можно считать неэффективной
и мало на что влияющей. В частности, как говорится в документе,
на сегодняшний день большинство мощных государств и их объединений, как
то ЕС, США, Россия, Китай, Индия и другие, идут по пути указанной
милитаризации киберпространства. При этом на сегодня уже более 20 стран
мира имеют опыт планирования или реального проведения разнообразных
информационных операций. В составе их госструктур формируются
спецподразделения, которые занимаются ведением разведывательной работы в
сетях, защитой собственных сетей, блокированием и «обвалом» структур
противника. В частности, такие подразделения созданы в США (U.S. Cyber
Command), Великобритании (Cyber Security Operations Centre при
правительстве Великобритании), Германии (Internet Crime Unit и Federal
Office for Information Security), Австралии (Cyber security ореrations
сеntre), Индии и других государствах. Активную позицию относительно
противодействия киберугрозам занимает и НАТО (в частности, этим
занимается такое структурное подразделение, как Cooperative Cyber
Defence Centre Excellence). Кстати, серьезное внимание новым
угрозам уделяется и экспертами, которые были задействованы в подготовке
недавно презентованной Стратегической концепции НАТО. В частности,
согласно с их заявлениями, Альянс должен рассматривать кибератаки на
критическо-важную инфраструктуру как акт войны. То есть как действия,
которые подпадают под статью 5 Североатлантического договора, в
соответствии с которой нападение на одно государство-члена НАТО
считается нападением на весь блок. Потому в ближайшей перспективе стоит
ожидать усиления дискуссии на наивысшем международном политическом
уровне (ОБСЕ, руководящих органов НАТО, Генеральной Ассамблеи и Совета
безопасности ООН, саммитов Большой восьмерки) относительно возможности
трактовать в международном праве нападения в киберпространстве как акты
войны. В таких условиях, указывают эксперты, Украина не должна
отставать и должна быть также готова не только к ведению оборонительных
кибервойн, но и активно создавать собственные наступательные средства
ведения войны в киберпространстве. В то же время в Украине отмечается
целый ряд проблем, которые мешают создать эффективно действующую систему
противодействия таким угрозам. В частности, это правовая
неопределенность, отсутствие надлежащей координации деятельности
соответствующих ведомств, зависимость Украины от программных и
технических продуктов иностранного производства, сложности с кадрами для
соответствующих структурных подразделений. В целом некоторые
украинские госструктуры уже работают над созданием системы
кибербезопасности. Например, на общегосударственном уровне этим уже
занимается Аппарат СНБО Украины, на ведомственном - Министерство обороны
Украины. Но пока все разработки носят теоретический характер. Аналитики
НИСИ указывают, что такие инициативы остро нуждаются в государственной
поддержке. Дмитрий Тымчук bagnet.org
|